Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5тдф двигатель технические характеристики

Устройство автомобилей

Особенности компоновки, достоинства и недостатки оппозитников

Цилиндры современных многоцилиндровых поршневых двигателей внутреннего сгорания могут быть скомпонованы по следующим схемам:

  • рядные с вертикальным или горизонтальным расположением цилиндров;
  • рядные с наклоном цилиндров относительно вертикальной оси;
  • V-образные;
  • оппозитные (с углом развала между цилиндрами 180˚);
  • звездообразные;
  • крестообразные.

Последние два компоновочных решения для автомобильных многоцилиндровых двигателей в настоящее время распространения не получили – их можно встретить, например, в конструкции авиационных поршневых двигателей, аэросаней, судов на воздушной подушке и т. п.
Другие из перечисленных компоновок могут встречаться в двигателях различных фирм-производителей.
Следует отметить, что для легковых автомобилей, микроавтобусов и небольших грузовиков наиболее часто применяется компоновка двигателя с вертикальным расположением цилиндров или под некоторым углом к вертикали. V-образные двигатели нашли широкое применение на автобусах и грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности благодаря определенным достоинствам, о которых упоминается здесь.

В этой статье пойдет речь об оппозитных двигателях, в которых цилиндры располагаются попарно друг напротив друга в одной плоскости, т. е., образно говоря, с углом развала 180 градусов. Такое компоновочное решение редко, но используется на автомобилях некоторых фирм-производителей, в частности – на некоторых моделях легковых автомобилей «Subaru», «Volkswagen» и «Porsche», а также такой известной у нас марки автобуса, как «Икарус». Из перечисленных автопроизводителей фирма «Subaru» использует оппозитные двигатели для большинства моделей выпускаемых автомобилей.
Что касается российских производителей, то применение оппозитников у нас пока ограничено лишь тяжелыми мотоциклами «Урал», выпускаемыми Ирбитским мотоциклетным заводом (с 1992 г. – ОАО «Уралмото»), на которых устанавливаются двухцилиндровые четырехтактные оппозитные двигатели с горизонтальным расположением цилиндров. Аналогичными двигателями комплектовались мотоциклы «Днепр», до недавнего времени выпускавшиеся Киевским мотоциклетным заводом.

Широкому применению оппозитных двигателей на автомобилях препятствуют специфические недостатки, обусловленные самой компоновкой такого типа поршневых ДВС.

1. Горизонтальное (как, впрочем, и вертикальное оппозитное) расположение цилиндров двигателя создает определенные неудобства функционированию смазочной системы – моторное масло не возвращается в поддон самотеком, и значительная его часть сгорает в цилиндрах во время такта рабочего хода, что приводит к повышенному расходу смазочного материала, а также предъявляет особые требования к качеству масла, которое при сгорании не должно образовывать нагар.
Кроме того, «лежачее» положение поршней приводит к характерному «однобокому» износу цилиндров, что тоже способствует повышению расхода масляного материала. Как бы то ни было, повышенный расход моторного масла – «хроническая болезнь» автомобильных оппозитных двигателей.

2. Оппозитная компоновка накладывает ограничения на доступность к обслуживанию отдельных элементов кривошипно-шатунного механизма, как подвижных, так и базовых (блок, головки блока и т. п.). Даже при незначительной поломке или необходимости обслуживания деталей КШМ оппозитный двигатель приходится снимать с автомобиля, чтобы получить доступ к отдельным элементам его конструкции.
Конечное же, этот недостаток в процессе эксплуатации автомобиля проявляется не часто (с учетом высокой надежности современных двигателей), но все же…

3. Некоторое неудобство проектировщикам автомобилей создает нестандартная компоновка оппозитного двигателя – во многих случаях такие двигатели можно разместить лишь вдоль автомобиля, что не всегда соответствует замыслам разработчиков.

4. Определенный недостаток кроется и в дефиците запасных частей к оппозитным двигателям, поскольку такой тип двигателей устанавливается на автомобили крайне редко, что накладывает отпечаток и на стоимости комплектующих, и на их доступность для рядового автолюбителя или небольших автосервисных предприятий.
Сложность и «незаурядность» конструкции оппозитных двигателей тоже накладывает определенный минус на возможности быстрого и качественного ремонта.

Любознательный читатель может задаться вопросом – ведь перечисленные выше фирмы — «Subaru», «Volkswagen» и «Porsche» — далеко не новички среди автопроизводителей, имеют мировую славу и лидируют во многих направлениях своей отрасли. К слову сказать, знаменитые для своего времени автомобили «Volkswagen» модели «Жук» оснащались оппозитными двигателями начиная с 1938 года.
Почему же у таких солидных фирм не ослабевает внимание к оппозитным двигателям, и они нередко устанавливают оппозитники на свои модели?
Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть и некоторые достоинства оппозитных двигателей, которые с давних пор привлекают внимание опытных разработчиков автомобильных моторов.

Читать еще:  Вольво с40 тюнинг двигателя

1. Бесспорным преимуществом оппозитных двигателей является их малая габаритная высота, что позволяет использовать это свойство не только для удобства компоновки (как, например, на автобусах «Икарус» с низким уровнем пола), но и для снижения центра тяжести автомобиля.
Низкий центр тяжести особенно привлекателен для скоростных моделей легковых автомобилей (спортивных, гоночных и т. п.), позволяя «закладывать» крутые виражи без риска опрокинуться.

2. Кроме того, для такого типа двигателей характерна незначительная вибрация хорошая сбалансированность во время работы, что связано, в первую очередь, с характером перемещения подвижных деталей поршневой группы. Отмечается, также, меньший уровень производимого оппозитным двигателем шума в сравнении с двигателями других компоновок.

3. К достоинствам оппозитных двигателей можно отнести их относительно безопасное «поведение» во время ДТП с лобовым столкновением – невысокий двигатель с помощью несложных конструктивных решений легко направить под кузов автомобиля, предохраняя водителя и пассажиров от внезапного появления «нежданного гостя» из-под капота. Фирмы-производители в своих рекламных проспектах отмечают такие достоинства оппозитных двигателей, как высокая надежность и внушительный ресурс, малая металлоемкость.
Насколько реалистичны такие утверждения — судить сложно.

Описание

Элемент, благодаря которому оппозитный двигатель сильно отличается от своих собратьев, размещение поршней агрегата. Понятие, вкладываемое в название мотора, предполагает наличие угла, равного ста восьмидесяти градусам, именно так располагаются поршни. Процесс работы поршней сопровождается одинаковым положением, которое они занимают друг относительно друга в цилиндре. Однако, угол развала не аргумент, поскольку аналогичное значение угла присуще поршням агрегата с развалом в виде буквы «V». В этом двигателе поршни и шатуны крепятся к одной шейке шатуна, таким образом, движение одного из поршней в крайнее верхнее положение сопровождается движением другого в крайнее нижнее положение.

Конструктивно в оппозитном моторе, каждый поршень и каждый шатун, располагаются на отдельной, своей, шатунной шейке коленчатого вала. Такой тип двигателя сложней рядного или v-образного, поскольку больше деталей и сложней регулировка. Так, оппозитный двигатель из-за своей конструкции наделён головками блока в количестве двух штук. В свою очередь, головки оснащены прокладками и коллектором, что увеличивает количество элементов. Не стоит забывать и о схеме, используемой для включения в работу распределительного вала и настройки механизмов.

Учитывая особенности конструкции, фирмы не запускают агрегат массово. Среди зарекомендовавших: оппозитный двигатель Порше, Volkswagen, Subaru. Компоновка оппозитных агрегатов способствует работе последних с меньшей вибрацией, плавным ходом, пониженным износом деталей. Результат получается благодаря взаимному перемещению поршней в противоположных направлениях, и уравновешиванию возникающих сил. Горизонтальное расположение силовой установки увеличивает устойчивость автомобиля.

Оппозитный двигатель в разрезе:

В состоянии ли Украина модернизировать советские танки


На Украине не оставляют несбыточных надежд стать великой танковой державой и, помимо пропаганды мифического супертанка «Нота», которого никогда не существовало, стали красочно описывать, как они модернизируют танк Т-64. Он является основой танковых войск украинской армии, достался Украине от Советского Союза и представлен танками серии Т-64БВ, выпуск которой был прекращен в 80-е годы.

Запевалой, как и следовало ожидать, стал укропропагандист Сергей Згурец со своей информационно-консалтинговой компанией Defense Express, пропагандирующий несуществующую военную мощь Украины. Последний его опус на эту тему рассказывает о «грандиозных работах» по модернизации этого танка, которые успешно продвигаются, и рота модернизированных танков должна даже участвовать на юбилейном параде в Киеве в конце августа.

Читать еще:  Громко работает двигатель лада гранта

Какую же заманчивую перспективную авантюру на этот раз описывает Згурец, верный своим принципам пропаганды дышащего на ладан военно-промышленного комплекса Украины?

Оказывается, еще в 2020 году Минобороны Украины заключило договор на модернизацию танка Т-64 с поставкой 12 танков ко дню независимости украинского недоношенного государства. Договор предусматривал не модернизацию всего танка, а только замену устаревшего двигателя 5ТДФ мощностью 700 л. с. на двигатель 6ТД-1 мощностью 1000 л. с.

Самое интересное заключалось в том, что работы по модернизации поручили не разработчику танка (ХКБМ) и его изготовителю (завод Малышева), а Харьковскому бронетанковому заводу (ХБТЗ). За этим громким названием завода стоит бывший советский 115-й танкоремонтный завод, который никогда не производил танки, а только выполнял их капитальный ремонт, разбирая и собирая танки и меняя отработавшие свое узлы и агрегаты. Работу по модернизации возглавили не конструкторы, а военные – Центральное бронетанковое управление и Конструкторско-технологический центр Минобороны со своим исполнителем ХБТЗ.

Следует отметить, что держателем документации на танк является ХКБМ, и только оно, как головной разработчик, несет ответственность за модернизацию танка и вправе вносить в документацию изменения, а завод Малышева теоретически должен обладать оборудованием, оснасткой и специалистами по изготовлению узлов и агрегатов танка для производства необходимых работ.

Тем не менее Минобороны поручает эту работу своим подотчетным организациям, которые никогда не разрабатывали и не производили танков. Все дело в том, что всем нужны деньги, которых у государства нет, и военные пытаются вырвать их под себя с соответствующим уровнем откатов при реализации проекта.

В обоснование своих действий Минобороны представило эту работу как доработку и модернизацию в ходе капитального ремонта и поручает её своим организациям, хотя те не в состоянии самостоятельно без предприятий промышленности выполнить ее. Поэтому инициативу Минобороны назвали «переходным вариантом модернизированного Т-64» с максимальным использованием узлов и агрегатов МТО советского танка Т-80УД, производство которого велось на заводе Малышева, и танка «Оплот» – неудачной попыткой усовершенствования Т-80УД, так и не дошедшего до армии.

Советская модернизация Т-64

Чисто с технической точки зрения замена двигателя 5ТДФ на двигатель 6ТД-1 в корпусе танка Т-64 не такая простая задача, для этого необходимо отрезать заднюю часть корпуса танка и приваривать новую. С установкой нового двигателя меняется все МТО с системами очистки воздуха, охлаждения двигателя и новой трансмиссией. Такую работу может выполнить только завод Малышева, бронетанковый завод в принципе на это не способен. В связи с этим доработанный корпус танка, системы МТО и сам двигатель были заказаны на заводе Малышева, ХБТЗ должен был только собрать танк.

При этом следует подчеркнуть, что танк Т-64 с двигателем 6ТД-1 был разработан еще в далеком 1976 году по темам «Кедр» и «Береза» (объект 476). Были изготовлены три опытных образца танка, которые успешно прошли испытания, но серийное производство танка не началось, поскольку это МТО перешло на танк Т-80УД. Это последний самый совершенный советский танк, принятый на вооружение в 1984 году. На Украине таких танков нет, около 700 машин находятся в России, по всей видимости, на базах хранения. То есть документация на танк Т-64 с двигателем 6ТД-1 есть, она, естественно, требует корректировки с учетом сегодняшних реалий и возможностей промышленности.

Украинские попытки модернизации Т-64

Такую же модернизацию попытались провести на Украине в конце 90-х, предъявив «новый» танк «Булат» в попытке довести Т-64 до уровня Т-80УД путем установки двигателя 5ТДФМ мощностью 850 л. с. и прицельных комплексов с танка Т-80УД, а также с повышенной защищенностью за счет установки динамической защиты. В начале 2000-х было изготовлено несколько десятков этих танков. В связи с возросшей массой танка до 45 тонн мощность двигателя 5БДФМ была уже недостаточна, к тому же при установке форсированного двигателя не были модернизированы системы очистки воздуха и охлаждения двигателя, что приводило к выходу из строя танков из-за пылевого износа двигателя, и эксплуатация танков была приостановлена.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя mitsubishi galant

Встал вопрос установки двигателя 6ТД-1, к тому же производство двигателей 5ТДФ и 5ТДФМ на заводе Малышева давно прекращено, он перешел на производство двигателей семейства 6ТД. В любом случае для поддержки парка танков Т-64, ресурс двигателей 5ТДФ которых истекает, необходимо было модернизировать танки с установкой двигателя 6ТД-1.

Не следует также забывать, что установка более мощного двигателя требует усиления ходовой части, что было решено на танке Т-80УД, там была внедрена более мощная ходовая. На Т-64 такие работы не проводились, и это потребует дополнительных затрат и времени.

ХКБМ была задана ОКР «Краб» по глубокой модернизации танка Т-64 с учетом повышения его проходимости, огневой мощи и защиты. Первый опытный образец модернизированного танка должен быть представлен в конце 2021 года – начале 2022 года и реализовывать эту модернизацию может только завод Малышева.

Следует отметить, что реализация технических решений по повышению огневой мощи, подвижности и защиты модернизированного танка Т-64, а именно: внедрение нового МТО с двигателем 6ТД-1, установка прицельного комплекса наводчика «Иртыш» и командира на базе прицела «Агат–С» с закрытой зенитной установкой, производство которых было передано в 1990 году на Украину для оснащения Т-80УД, и тепловизора на базе импортных комплектующих, а также внедрение динамической защиты «Нож», бортовых экранов на корпусе и решеток в районе МТО, позволяет достичь достаточно высоких характеристик, и по своим возможностям он будет на уровне Т-90А, значительно превосходя Т-72Б3.

Все это возможно только теоретически, для реализации такой модернизации танка на Украине сегодня нет ни технических, ни финансовых, ни организационных возможностей.
Мышиная возня вокруг танка «Булат», ОКР «Краб» и авантюры Минобороны по модернизации Т-64, по всей видимости, направлена на попытку получения финансирования за работу, которая выполнена много лет назад в Советском Союзе.

Безуспешность украинских попыток выпуска и модернизации танков

На сегодняшний день ни ОКР «Краб», ни авантюра Минобороны, естественно, не реализованы. Для этого нет финансирования ни у кого.

В мае этого года завод Малышева должен был поставить ХБТЗ пять доработанных корпусов танка и пять двигателей 6ТД-1. В связи с отсутствием финансирования поставлен только один комплект и как будто бы один танк собран. Дальше все повисло в воздухе, работы не финансируются и практически остановлены, как это было уже не раз с грандиозными планами производства бронетехники.

Все это говорит о том, что Украина не в состоянии даже повторить тот задел, который остался от Советского Союза. Попытка повторить Т-80УД, назвав его Т-84, закончилась провалом. А попытка его усовершенствовать (танк «Оплот») до принятия на вооружение так и не дошел.

Провальными оказались и работы по модернизации Т-64 с повышением его характеристик до уровня Т-80УД. Тем более Украина не в состоянии разрабатывать и производить танки следующего поколения. Украинская оборонная промышленность настолько деградировала, что не способна вести не только серийное производство, а и выпускать единичные образцы техники.

Несмотря на явный провал работ по изготовлению 12 модернизированных танков Т-64, укропропагандист Згурец бредит какими-то мифическими идеями о том, что они пройдут на параде в Киеве вопреки тому, что этот контракт ни при каких обстоятельствах реализовать невозможно.

При всех провалах пропагандистская машина безуспешно пытается внушить всем, что Украина в состоянии к своему юбилею показать новые образцы вооружений и доказать возможность их производства и продажи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector