Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомат для запуска двигателя

Автоматический выключатель для защиты электродвигателя — как правильно подобрать?

При подборе автоматических выключателей, способных защитить электрические моторы от повреждения в результате КЗ или чрезмерно высоких нагрузок, необходимо учитывать большую величину пускового тока, нередко превышающую номинал в 5-7 раз. Наиболее мощным стартовым перегрузкам подвержены асинхронные силовые агрегаты, обладающие короткозамкнутым ротором. Поскольку это оборудование широко применяется для работы в производственных и бытовых условиях, то вопрос защиты как самого устройства, так и питающего кабеля очень актуален. В этой статье речь пойдет о том, как правильно рассчитать и выбрать автомат защиты электродвигателя.

Автомат для запуска двигателя

На замену плавким предохранителям еще два столетия назад пришли автоматические выключатели. С 1924 года патент на это изобретение принадлежит швейцарской компании Brown , Boveri & Cie .

Преимущества АВ над плавкими вставками:

— плавкий предохранитель выходит из строя после первого своего срабатывания, то есть многократное его использование невозможно, необходима замена сгоревшей плавкой части;

— при использовании в трехфазной цепи, короткое замыкание в одной фазе вызовет перегорание одного предохранителя, в то время как две другие фазы будут продолжать работать. Аварийный режим работы (обрыв фазы) исключается АВ, так как к.з. в одной фазе трехполюсного выключателя приводит к разрыву всей цепи.

Автоматический выключатель (АВ) – это электромеханический коммутационный аппарат, который позволяет включать и отключать питание потребителя при нормальном режиме работы. А так же обеспечивает защиту электрооборудования от токов короткого замыкания и перегрузки (перегревания). Частое отключения в ручном режиме нежелательно, так как АВ имеют заявленное число коммутаций (для этого лучше использовать более дешевые рубильники).

Для того чтобы правильно выбрать автоматический выключатель, необходимо понимать его основные параметры и характеристики:

Номинальный ток автомата ( I н ) – величина тока, на которую АВ рассчитан для длительной нормальной работы. Иногда показатель I н имеет определенный диапазон и регулятор для точной настройки. Например, I н =3 ÷ 5А, это означает, что данный автоматический выключатель можно подстроить на рабочие токи от 3 до 5 А. При превышении указанного значения происходит срабатывание защиты и электрическая цепь разрывается. По нормам, срабатывание должно произойти при силе тока в 1,45 I н .

Тип автоматического выключателя определяет кратковременное значение силы тока, при котором произойдет разрыв цепи. Тип или класс, в основном, определяется для момента включения. При запуске электрооборудования имеют место пусковые токи, которые могут быть огромными. Например, при прямом пуске электродвигателя, начальный ток равен 10-ти номинальным. Основные типы:

— B (кратковременное увеличение тока в 3-5 раз от номинального);
— C (5-10 раз);
— D (10-50 раз).

Время срабатывания (от момента, когда контролируемый параметр стал больше предельного значения, до момента размыкания контактов). АВ по времени срабатывания делятся на:

— нормальные (t=0,02-0,1с);
— быстродействующие (0,005с);
— селективные (предел регулирования времени срабатывания до 1с)

Последние имеют контакты с задержкой на размыкание. Применяются в сложных цепях, селективный АВ устанавливают на входе потребителя большой мощности. После него на разветвлениях цепи стоят автоматы меньшей мощности. Таким образом, при создании аварийной ситуации на участке цепи – выключится лишь отдельное оборудование, а селективность позволит остальной системе остаться работоспособной.

Отключающая способность – это максимальный ток, который может присутствовать кратковременно в цепи, чтобы автоматический выключатель не потерял свою работоспособность (возможно сваривание контактов при превышающих норму токах). Это значение обычно в сотню раз больше рабочего тока. А возникает такой огромный ток при коротком замыкании.

Читать еще:  Возможные неисправности судового двигателя

Механизмы расцепления

Тепловая отсечка (длительное влияние тока, превышающего норму) выполняется благодаря пластине, которая состоит из двух разных металлов. У используемых металлов разная тепловая проводимость. Пластина подсоединена последовательно, то есть через нее протекает ток цепи. Когда значение тока номинальное или меньше – автомат остается в замкнутом состоянии. Если же ток превысит нормированное значение, пусть даже на 10% в течении длительного времени, пластина нагреется и изогнется, тем самым, разорвет контакт питающей цепи.

Электромагнитное расцепление обеспечивает защиту от больших, резких скачков тока. Эта отсечка выполняется встроенным соленоидом. К примеру, автоматический выключатель рассчитан на ток в 2 А, его тип В, следовательно сработать он должен при токе 10 А. Для этого и служит соленоид. При токах до 10А, он будет неподвижным, а при достижении 10А, соленоид втянется и разомкнет контакт – произойдет выключение автомата.

Строение

На рисунке ниже показаны основные элементы, из которых состоит автоматический выключатель.

1 – соленоид выполняет функцию расцепления при коротком замыкании;
2 – зажимной винтовой контакт для подсоединения провода;
3 – дугогасительная камера рассеивает дугу, которая возникает в следствии коммутации (соединение/разъединение) контактов;
4 – подвижный контакт;
5 – биметаллическая пластина для защиты от перегрузки (длительного повышенного тока).

Функции независимого расцепления (НР), расцепление по нулевому напряжению (НРН) и по минимальному напряжению (МРН) выступают дополнительными, и не включаются в стандартные комплекты поставки (необходимо заказывать сборочные единицы).

Выше показано одно из многочисленных исполнений АВ. Существует широкое их разнообразие. Например, по роду тока, количеству подключаемых фаз, расположению клемм. Но это все конструктив, а мы описываем как это работает.

Обозначение автоматического выключателя на электрической схеме:

Онлайн расчет автоматического выключателя

Выбор по току . Если Вы хотите в квартире, гараже, на даче поставить АВ. Следовательно, проводка уже проложена и ее сечение Вам известно, тогда нужно обратиться к таблице, где указаны сечения проводов и соответствующие для них максимальные токи. Прочесть подробнее о выборе сечения проводника будет полезным для установки автомата.

Например, у меня дома в стенах проложен алюминиевый провод сечением 2,5 мм 2 .

Для открыто проложенного алюминиевого кабеля сечением 2,5мм 2 максимальный ток – 24А. Но, так как он проложен скрытно, его охлаждение будет хуже, чем на открытом воздухе. Для этого выбранное значение умножаем на поправочный коэффициент для скрытой прокладки 0,8.

Максимальный ток, который выдержит проводка:

Автомат предназначен, чтоб обеспечить защиту не только электроприборов, но и для сохранения целостности проводника. Ведь, согласитесь, искать внутри стен, где перегорела проводка – не самое веселое занятие. Потому нужно выбрать автоматический выключатель с номинальным током, ниже, чем у провода. Из стандартного ряда, автомат на 16А будет подходящим и сохранит целостность проводов и приборов.

Выбор по мощности . Если нам необходимо подключить несколько потребителей электроэнергии, и мы знаем лишь их мощность. Две лампочки накаливания на 100Вт и один асинхронный электродвигатель на 2кВт. Напряжение сети – переменное 220В.

Для лампочек накаливания подсчет будет прост, из формулы активной мощности Р= UI , выразим и найдем значение тока:

А вот с электродвигателем существует нюанс. Так как он является не только активной, но и реактивной нагрузкой, косинус фи вносит изменение в наш расчет. Коэффициент мощности указывается на шилдике (табличке) двигателя, но если такой отсутствует, смело принимайте значение 0,7. Итак, ток через двигатель будет равен:

Выбор автоматического выключателя будет по сумме этих токов (14А), но с небольшим запасом. Выбираем , снова таки, 16 амперный автомат.

Читать еще:  Электро двигатель как его сделать

Для трехфазной сети, выбор автоматического выключателя по мощности осуществляется по формуле:

Схема подключения автомата защиты двигателей

Автоматический выключатель следует устанавливать перед другими аппаратами в цепи. Это позволяет защитить не только сам двигатель, но и например, контактор от повреждения в случае перегрузки или короткого замыкания. Также, как и в случае автоматических выключателей, автомат защиты двигателей можно дополнительно оснастить вспомогательными контактами (контакты состояния, аварийный контакт), которые можно задействовать, например, для индикации состояния.

В случае подключения трехфазной нагрузки схема подключения стандартная и не вызывает вопросов, а вот в случае однофазной нагрузки (стоит отметить, что все мотор автоматы выпускаются только в трехполюсном исполнении), иногда встречаюсь с подключением, когда просто задействуют один силовой контакт автомата защиты. Но такое подключение неправильное, необходимо, как на рисунке ниже слева, задействовать все три контакта.

Кстати, обратите внимание, что автомат защиты двигателя имеет свое условно-графическое обозначение в схемах, отличающееся от обозначения обычных автоматических выключателей. А вот буквенное обозначение у них идентично.

Как завести машину автомат с севшим аккумулятором или сломанным стартером

Запуск автомобиля с АКПП с буксира

Когда у владельца авто с АКПП возникает вопрос, как завести машину автомат, если сел аккумулятор, первым делом нужно узнать модель коробки. Идеально будет, если получится найти инструкцию, или глянуть схему на предмет наличия второго насоса для масла, связанного с выходным валом.

Второе условие для запуска – наличие второй машины (на ходу) и буксировочного троса. Это обязательно, так как завести коробку-автомат с толкача только человеческими усилиями нереально. Человек не сможет ни набрать нужную скорость, ни держать темп. Поэтому нужно только буксирование.

Последовательность действий как завести авто с толкача на автомате

Если коробка подходящей модели, насос у нее есть, а также есть помощник с другой машиной – правильно заводить движок с буксира нужно так:

  1. Связать тросом буксируемую и буксирующую машины.
  2. Включить зажигание, установив ключ во второе положение.
  3. Установить рычаг АКПП в положение нейтрали.
  4. Дать буксировщику команду ехать.
  5. Набрав скорость около 30 (для холодной) или 50 (для прогретой КПП) км/ч и двигаться с такой скоростью около минуты на нейтрали. Подождать минуту нужно, чтобы насос смог создать давление. «На горячую» двигаться надо быстрее, так как вязкость масла с ростом температуры снижается и нужное давление создается дольше.
  6. После создания давления включить вторую передачу (нижнее положение рычага) и нажать педаль газа до середины.
  7. Как только двигатель запустится – включить нейтраль и подать буксирующему водителю сигнал остановиться.

Как завести автомат с толкача: видео

Если с первого раза не получилось – стоит дать машине немного отдохнуть (минут 5) и попробовать снова. Но если и в этот раз не вышло – лучше дальше не пытаться завести машину с АКПП с толкача, так как можно убить коробку!

Этот способ работает на старых Мерседесах и некоторых других авто, упомянутых выше. Но реально использовать его оправдано в случае поломки стартера. Потому что, при наличии рядом другой машины на ходу, завести автомат с толкача при севшем аккумуляторе может быть неоправданно рисково. Безопаснее для коробки будет просто «прикурить» или позаимствовать исправный и заряженный АКБ.

Автоматы защиты двигателя PKZM

PKZM — настоящая защита электродвигателя, проверенная надежность Moeller, причем, все на складе и доставка бесплатная pkzm0, pkzm4.
Почему серия автоматов защиты двигателя PKZM лучшая
и все конкуренты «убиты»?

1. Возможность безинструментального соединения с контактором в пусковую сборку

Читать еще:  Электрическая схема запуска двигателя камаз

2. Все аксессуары для автоматических выключателей защиты PKZM одинаковые.

3. Возможность подключения дополнительных контактов одновременно с сигнальными контактами (боковой монтаж)

4. Возможность подключения двух видов расцепителей: независимых и минимального напряжения и фронтальных блоков дополнительных контактов

5. Широкий спектр аксессуаров: оболочки для увеличения степени защиты IP, шинные адаптеры, опережающие контакты и т.д.

6. Два типа автоматических выключателей перекрывают линейку от 0,1 до 65 А, что значительно упрощает проектирование и монтаж оборудования.

7. Дополнительный контакт индикации аварийного срабатывания.

8. Возможно использовать кожухи с повышенной степенью защиты и специальное исполнение кожуха с кнопкой аварийной остановки (NOT-AUS)

PKZM0, PKZM4, PKZM01 коммутируют двигатели на токи от 0,1 до 65 Ампер.

Диапазон настройки расцепителя перегрузки от 0,1 до 65А. Предельная отключающая способностью до 150 кА. Исполнение с кнопочным или поворотным управлением.

Следующие принадлежности дополняют автомат защиты двигателей для выполнения различных подфункций:
— расцепитель минимального напряжения U
— расцепитель рабочих токов A
— стандартный вспомогательный контакт NHI

Защиту определяют автоматы защиты двигателя, а успех — люди.
Позвоните нам по телефону (495) 22-39-220 / 8 800 555-33-20 или оформите заказ у специалиста: info@denol.ru
Мы сделаем всё возможное, чтобы вы стали нашим постоянным клиентом.

  • PKZM
  • Контакторы DILM, DILE

Пуск и защита электродвигателей.pdf (5.7 Мб)

Безопасность и защиту определяет PKZM,
а успех — люди.

Позвоните нам по телефону (495) 22-39-220 / (8 800) 555-33-20 или оформите заказ у специалиста:
info@denol.ru

Мы сделаем всё возможное, чтобы вы стали нашим постоянным клиентом

Кратко о главном

PKZM01, PKZM0 и PKZM4, оснащенные биметаллическими расцепителями с токозависимой задержкой, предлагают надежное решение для защиты двигателей.

Расцепители чувствительны к выпадению фазы и имеют температурную компенсацию.

Расчетные токи в PKZM0 до 32 A разделены на 15 зон, в PKZM01 — на 12 зон и в PKZM4 до 63 A — на 7 зон.

Надежная защита установки (двигателя) и проводки обеспечивается расцепителями короткого замыкания, фиксировано установленными на 14 x Iu. Запуск двигателя также гарантирован при любых рабочих состояниях. Чувствительность к выпадению фазы автоматов PKZM0 и PKZM4 допускает их использование для защиты EEx e двигателей (взрывозащищенных). Автоматы имеют свидетельство ATEX. Для защиты двигателей защитный автомат устанавливается на номинальный ток двигателей.

Запуск двигателя с АКПП на практике

Всё описанное выше является теорией. Как же на практике заводят автомобиль с АКПП без стартера. А вот как:

  • Ремень кондиционера убирается;
  • Крепкая верёвка с диаметром 5 мм наматывается одним концом на шкив кривошипного вала;
  • Другой конец верёвки наматывается на шкив компрессора, а затем через него – на лопаточный черенок или какую-нибудь другую прочную палку, уложенную горизонтально под капотом.

Когда запускается двигатель, то усилия генератора, даже при разряжённой АКБ должно хватить на искрообразование и пуск мотора.

Что делать если машина заглохла при поездке по городу

Если во время поездки по городу автомобиль неожиданно заглох и завести его не удается — нужно проверить возможные неисправности по таблице выше. Если машина заглохла на дороге, нужно обязательно включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Если устранить на месте неисправность не удается — придется просить кого-нибудь отбуксировать машину на СТО или вызывать эвакуатор. Другого решения в этой ситуации нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector