Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что самотеком смазывается в двигателе

Как увеличить давление масла в двигателе КАМАЗ 740

Курс Валют: USD EUR Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает сила, препятствующая этому перемещению, называемая силой трения.

Сколько литров масла в двигателе камаз

Сила трения зависит от точности обработки соприкасающихся поверхностей, давления и скорости относительного перемещения. На преодоление сил трения затрачивается часть мощности двигателя; помимо этого трение приводит к износу деталей и их нагреву.

Уменьшение сил трения достигается улучшением качества обработки поверхности, применением антифрикционных сплавов, шариковых и роликовых подшипников. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения сил трения является смазка.

Смазка, находящаяся между трущимися поверхностями, разделяет их, заменяя непосредственное трение деталей трением слоев смазки между. Помимо этого, масло охлаждает смазываемые детали и уносит твердые частицы между.

Устройство системы смазки

Стандартная система смазки двигателя автомобиля построена на принципе нагнетания потоков смазки по циркуляционным каналам к:

  • гидростатическим масляным подшипникам шатунных и коренных шеек коленвала;
  • опорной поверхности поршней в гильзах блока;
  • рабочим и опорным поверхностям распределительного вала.

В классической открытой схеме, или системе с «мокрым» картером, основной объем жидкого масла заполняет поддон двигателя. В специальном кармане поддона находится всасывающее приемное отверстие, через которое происходит засасывание потока масла шестеренчатым насосом. Последний приводится в действие или механическим приводом от коленвала, или электрическим приводом. В конструкции насоса предусмотрен редукционный клапан, позволяющий выровнять и отрегулировать давление масла в нагнетаемые масляные каналы.

Далее через сопрягаемые отверстия в постелях коленвала масляный поток выдавливается в зазор между вкладышем подшипника и сопрягаемой поверхностью шатуна или опоры коленвала. Пока давление в системе циркуляции масла не меньше требуемых 2-3кг/см, 2 подшипник как бы всплывает в масляной ванне. Благодаря снижению трения до минимума ресурс вкладышей легко выдерживает пробег в 100 тыс. км, при том, что усилие на шейку коленвала может достигать 10 тонн.

Часть масла под давлением направляется к опорным поверхностям-втулкам распределительного вала, интенсивно смазывается рабочая поверхность кулачков распредвала, открывающих-закрывающих впускные и выпускные клапаны. Стекающее масло по сливным отверстиям самотеком попадает в поддон двигателя.

Для поддержания необходимого качества масла в систему циркуляции обязательно встроен масляный фильтр. В более ранних конструкциях фильтра использовалась плотная бумага и ловушки для улавливания продуктов разложения масла и металлической стружки. В современных системах применяется многослойная ткань с синтетическим наполнителем.

Контроль работы системы смазки проводится с помощью датчика давления и температуры масла, информация о работе направляется в ЭБУ и приборную панель автомобиля.

Назначение и устройство системы

Система сухого картера сконструирована специально для техники, передвигающейся в экстремальных условиях. Сухой картер состоит из круглого или прямоугольного резервуара со специальными перегородками. Они выполняют функцию «успокоителей» смазки, что исключает возможность вспенивания при раскачивании авто.

Читать еще:  Двигатель jz1 технические характеристики

Ряд дополнительных заслонок в поддоне установлены параллельно продольной оси автомобиля: по две с каждой стороны. Когда машина находится в нормальном положении, заслонки опущены и способны открываться внутрь. При движении в повороте масло стремится к внешней стороне поддона, и две заслонки, обращённые к внешней стороне, опущены, что препятствует движению масла. Две другие заслонки в это время открываются и обеспечивают подачу масла в зону всасывания. Таким образом система постоянно обеспечивает мотор необходимым количеством масла. Кроме того, бак снабжён системой вентиляции, эффективно удаляющей из резервуара газы и лишний воздух, а также способствующей охлаждению смазки. Встроенные датчики контролируют температуру и давления масла.

За бесперебойную подачу масла в сухом картере отвечают 3-4 насоса. В отдельных моделях ТС их количество увеличено до 7-9 штук. Минимум два насоса работают на забор смазки из разных точек поддона. Маслозаборники расположены таким образом, что смазка захватывается ими из любого положения поддона. В некоторых моделях спортивных ТС (мотоциклах и авто для «прыгающих» гонок) поддоны устроены как школьные чернильницы-непроливашки. Такие моторы работают при положении машины даже вверх дном.

Высокофорсированные моторы оснащены насосными комплектами в каждой секции картера. V-образные модели моторов дополнительно имеют доборную секцию для раздельного откачивания масла, поступающего к механизму газораспределения. Такая секция стоит на ДВС с турбонаддувом, для откачки смазки от турбонагревателя.

Все насосы расположены в едином корпусе и имеют единый привод от коленвала. Реже встречаются модели с приводом, идущим от распределительного вала. При этом есть варианты с цепными и ременными приводами.

Важно! Масляный резервуар сухого картера даже при пробитом поддоне и перевёрнутом ТС обеспечит подачу смазки из резервуара, поэтому возможность заклинивания мотора исключена.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Система смазки двигателя ЗМЗ-40906 комбинированная, с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Система смазки включает в себя масляный картер, масляный насос с приемным патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке цилиндров, головке блока цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр, стержневой указатель уровня масла, крышку маслоналивного патрубка, пробку слива масла и датчик сигнализатора аварийного давления масла.

Система смазки двигателя ЗМЗ-40906, масляный насос, привод масляного насоса, масляный фильтр, размеры и зазоры сопрягаемых деталей.

Циркуляция масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40906 происходит следующим образом. Масляный насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке цилиндров подводит его к полнопоточному масляному фильтру. При давлении масла 4,6 кгс/см2 происходит открытие редукционного клапана масляного насоса и перепуск масла обратно в зону всасывания насоса, благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное давление масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40906 – 6,0 кгс/см2.

Читать еще:  Двигатели bmw x5 e53 характеристики

Очищенное масло из фильтра поступает в центральную масляную магистраль блока цилиндров, откуда по каналам подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, по каналу – к заднему подшипнику промежуточного вала, по каналу – к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса и также к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов.

От коренных подшипников масло по внутренним каналам коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам и от них по каналам в шатунах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой через отверстие в центральной масляной магистрали.

Из центральной масляной магистрали масло по каналу блока цилиндров поступает в головку блока цилиндров, где по каналам подводится к опорам распределительных валов, по каналам – к гидротолкателям и также к гидронатяжителю верхней цепи привода распределительных валов.

Вытекая из зазоров и стекая в масляный картер в передней части головки блока цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки натяжения цепей и звездочки привода распределительных валов. В задней части головки блока цилиндров масло стекает в масляный картер по выполненному в литье отверстию головки блока через отверстие в приливе блока цилиндров.

Заливка моторного масла в двигатель осуществляется через маслоналивной патрубок крышки клапанов, закрываемый крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе уровня масла меткам : верхнего уровня — «MAX» и нижнего — «MIN». Слив масла производится через отверстие в масляном картере, закрываемое сливной пробкой с уплотнительной прокладкой.

Очистка масла осуществляется через масляный насос, его сеткой приемного патрубка, фильтрующими элементами полнопоточного масляного фильтра. А также центробежными силами в каналах коленчатого вала. В масляном канале головки блока цилиндров установлен датчик аварийного давления масла, по сигналу которого при давлении масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2) загорается контрольная лампа аварийного давления в комбинации приборов автомобиля.

Масляный насос системы смазки двигателя ЗМЗ-40906.

Масляный насос шестеренчатого типа. Установлен внутри масляного картера. Насос крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и держателем к крышке третьего коренного подшипника. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике с помощью штифта, а ведомая свободно вращается на оси запрессованной в корпусе масляного насоса. На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса.

Центрирование ведущего валика масляного насоса осуществляется благодаря посадке цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров. Корпус масляного насоса отлит из алюминиевого сплава. Перегородка и шестерни изготовлены из металлокерамики. К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок с сеткой, в котором установлен редукционный клапан.

Читать еще:  Что такое срезало маховик двигателя
Редукционный клапан масляного насоса системы смазки двигателя ЗМЗ-40906.

Редукционный клапан плунжерного типа, расположен в приемном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность подвергнута нитроцементации. Под пружиной плунжера могут устанавливаться одна или две шайбы. Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению давления открытия редукционного клапана.

Привод масляного насоса системы смазки двигателя ЗМЗ-40906.

Привод масляного насоса осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала привода распределительных валов. На промежуточном валу с помощью сегментной шпонки установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня. Ведомая шестерня напрессована на валик вращающийся в расточках блока цилиндров. В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована стальная втулка имеющая внутреннее шестигранное отверстие.

В отверстие втулки вставляется шестигранный валик, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой закрепленной через прокладку четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцовой поверхностью прижимается к крышке привода.

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик изготовлен из легированной стали, подвергнут на концах углеродоазотированию для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода стальной, с местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей масляного насоса, редукционного клапана и привода масляного насоса двигателя ЗМЗ-40906.

Масляный фильтр системы смазки двигателя ЗМЗ-40906.

На двигатель ЗМЗ-40906 предприятием-изготовителем устанавливается масляный фильтр уменьшенного объема, который должен быть заменен при первой смене масла на один из следующих фильтров : 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2 (фирма Колан, Украина) или 406.1012005-02, 409.1012005 (фирма Биг-фильтр, г.Санкт-Петербург). При техническом обслуживании двигателя для замены используйте только вышеперечисленные фильтры.

Данные фильтры обеспечивают высокое качество фильтрации масла. Снабжены фильтрующим элементом перепускного клапана, который снижает вероятность попадания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и предельном загрязнении основного фильтрующего элемента. Процесс фильтрования масла в данных фильтрах происходит следующим образом.

Масло через отверстия в крышке фильтра подается под давлением в полость между наружной поверхностью основного фильтрующего элемента и корпусом, проходит через фильтрующую штору элемента, очищается и попадает через центральное отверстие крышки в центральную масляную магистраль.

При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или холодном пуске, когда моторное масло очень густое и с трудом проходит через основной фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан и масло в двигатель проходит, очищаясь фильтрующим элементом перепускного клапана. Противодренажный клапан препятствует вытеканию масла из фильтра при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при пуске.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector