Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сделать при перегреве двигателя

Что делать если перегрелся двигатель?

Жаркая пора – ещё одна головная боль для автомобилиста. Перегрев двигателя, как правило, происходит именно весной или летом, но и зимой, в принципе, от этого никто не застрахован. Как распознать повышение температуры в ДВС? Какими могут быть последствия перегрева двигателя? Что делать, если перегрева всё-таки не миновать? Ответим на эти и другие вопросы.

Первоначальные действия

Глушить автомобиль сразу после остановки можно только в случае незначительного подъема температуры ОЖ. При нахождении стрелки указателя температуры в красной зоне или около нее следует включить обогреватель салона на полную мощность и выключить все потребители электроэнергии, снизив таким образом нагрузку на генератор и двигатель. Помимо этого, рекомендуется открыть капот, обеспечив тем самым приток свежего прохладного воздуха к двигателю.

Все вышеуказанные действия необходимы, так как после остановки двигателя прекращается циркуляция тосола или антифриза по системе охлаждения. От раскаленных цилиндров перестает отводиться излишнее тепло, что практически во всех случаях приводит к серьезным повреждениям двигателя. Глушить силовой агрегат допустимо только в случаях, когда предпринятые меры не приносят результата и температура продолжает подниматься.

На что обратить внимание?

1. Первые признаки перегрева автомобиля – стрелка температуры антифриза на приборной переместилась в красную зону, это значит достижение уровня 120 градусов. Или загорелся специальный датчик, сопровождаемый звуковым сигналом.

2. Симптом перегрева машины: резко упала мощность и тяга авто.

3. Слишком громкая работа ДВС, металлические звуки, звон и др.

4. При проверке состояния охлаждающей жидкости обнаружены хлопья и потемнения на стенках расширительного бачка.

5. Из-под капота вырывается пар, закипел антифриз.

6. Если появился налет белого цвета на свечах, сами свечи будут повреждены – это признаки сильного перегрева двигателя автомобиля.

7. Если на улице теплая погода, вы стоите в пробке или едете очень медленно, но при этом чувствуете, что вентилятор радиатора не выключается совсем.

8. При проверке масла ДВС обнаруживается смена цвета на серо-рыжеватый, появление пены.

9. Протечки антифриза, ГСМ, трещин и деформации ДВС.

10. Стрелка под ногами водителя сильно нагревается.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Даже однократный кратковременный перегрев двигателя может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у двигателя есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам.

Во-первых , это маслоотражательные колпачки клапанов. Резинка, что с нее возьмешь! Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любят. Во-вторых , это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах перегретого двигателя «отпускаются», теряют упругость. И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону. Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревом двигателя.

И даже не это самое страшное в перегреве. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией двигателя. И деформация перегретых деталей двигателя может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров двигателя, рост размера поршней, вплоть до их задира. Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами перегрева.

Читать еще:  Bmw 120d тюнинг двигателя

Почему же вдруг начинает греться двигатель? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев двигателя может быть и внешним и, что более опасно, внутренним перегревом. Признак внешнего перегрева двигателя — рост температуры охлаждающей жидкости. Этот признак перегрева мы видим и можем оперативно на него среагировать. А вот внутренний перегрев ДВС снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри двигателя, повышения температуры жидкости практически нет. Но перегретый двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.

Четко прослеживается аналогия по перегревам с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры двигателя — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях — дело нормальное. Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — и повышение температуры ДВС неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева двигателя. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У перегретого двигателя — аналогично. Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».

Причины двух видов перегрева ДВС разные. Начнем с «внешнего» перегрева.
Первая причина перегрева ДВС , и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет. В системе охлаждения двигателя, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя. Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.

Вторая причина перегрева ДВС — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор охлаждения приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения. Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной. Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!

Третья причина перегрева двигателя— нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и двигатель будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов. Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.

Читать еще:  Энергетические характеристики двигателя постоянного тока

Четвертая причина перегрева ДВС лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске. Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится. Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур системы охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев ДВС.

Пятая причина перегрева ДВС — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.

Шестая причина перегрева ДВС — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения. А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко. Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз. И не обогнать — навстречу поток машин. Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на двигатель сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.

Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления перегретого бензинового двигателя на свалку. А еще двигатель очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока на радиатор системы охлаждения вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.

Cедьмая причина перегрева ДВС — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, перегрев деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.

Первые семь причин перегрева — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.

Итак, восьмая причина перегрева ДВС — большое количество отложений в полостях системы охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев ДВС. Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным. А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов. Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.

Читать еще:  Шаговый двигатель холостого хода фиат

Девятая причина перегрева ДВС — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток. Особенно это характерно для двигателей с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются. И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот двигатель «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись. Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом двигателе.

Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов двигателя — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии. Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров. А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно. У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.
Итак, при самом беглом взгляде на закипевший двигатель мы нашли целых десять возможных причин перегрева двигателя.

4 Как не допустить перегрева?

Гораздо проще не допустить перегрева, чем «лечить» последствия. Алгоритм действий прост и не требует особых затрат.

  • Как можно чаще проверяйте уровень антифриза. Это не столь сложное действие поможет поддержать нужный уровень жидкости и не допустить «закипания».
  • Если вы заметили, что жидкость приходится доливать чаще обычного, найдите причину. Если неисправность обнаружена вовремя, это может минимизировать ущерб для автомобиля, соответственно можно сэкономить на ремонте.
  • Проверяйте натяжение приводных ремней. И по возможности имейте в багажнике запасной. Обрыв и растяжение ремня также приводят к перегреву.

Любите свой автомобиль, своевременно проходите диагностику, выбирайте превентивный ремонт. Гораздо проще сразу устранить маленькую проблему, дабы в дальнейшем она не превратилась в большую неисправность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector