Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое акб в двигателе

Как работает аккумулятор автомобиля. Кратко об устройстве + видео

Недавно я писал статью – сколько по времени заряжать аккумулятор, вам статья понравилась много положительных отзывов (за что вам спасибо), лайков и просмотров. Как обычно это бывает, посыпалось много дополнительных вопросов и особенно много от новичков. Многие задают – а как вообще работает батарея автомобиля? Какой принцип действия и для чего она вообще нужна? Конечно, вопросов гораздо больше (я их ВСЕ постараюсь осветить немного позже), но первым отвечу новичкам, причем эта информация как я считаю ключевая – дает понимание об электропитании машины. Опять же расскажу простым и доступным языком, так что читайте …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Устройство аккумулятора автомобиля
  • Работа АКБ на машине
  • Почему батарея автомобиля может выйти из строя?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Что и говорить, аккумулятор (иногда буду сокращать АКБ – аккумуляторная батарея) это электрическое сердце наших авто. Сейчас с компьютеризацией машин его роль становится все значимее. Однако если вспомнить основные функции, то их можно выделить всего три:

  • При выключенном состоянии питание электрических цепей нужных для авто, например бортовой компьютер, сигнализация, часы, настройки (как приборной панели, так, даже и сидений, ведь они на многих иномарках регулируются электричеством).
  • Запуск двигателя. Основная задача – без батареи вы не запустите мотор.
  • При больших нагрузках, когда генератор не справляется, подключается аккумулятор и отдает накопившуюся в нем энергию (но такое бывает крайне редко), если только генератор уже на последнем вздохе.

С функциями определились – теперь давайте вспомним устройство, как и из чего он состоит.

Проверка при неработающем двигателе

Если напряжение менее 11,8-12,0 В — батарея разряжена, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля. Нормальное значение от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы узнать уровень заряда. Показание 12,9 В – говорит, что АКБ заряжен на 90%, значение 12,5 В — на 50%, а 12,1 В — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть нюанс. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — другое. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Типы АКБ

По принципу необходимости обслуживания аккумуляторные батареи разделяют на: обслуживаемые и необслуживаемые. Одним из подтипов обслуживаемых стали малообслуживаемые АКБ. На данный момент применение обслуживаемых АКБ сведено к минимуму. Названия типов аккумуляторных батарей говорят сами за себя.

Основа свинцово-кислотных АКБ, о которых идет речь в данной главе, — жидкий электролит. Однако технологии производства батарей шагнули далеко вперед и сейчас довольно часто можно встретить АКБ, выполненные на базе технологии AGM, в которой сам электролит абсорбирован в стеклянных волокнах. Также не стоит забывать и о набирающих популярность гелевых АКБ (GEL), в них электролит загущен с помощью силикагеля до гелеобразного состояния.

Из-за большого многообразия типов АКБ возникло много споров относительно эффективности и стойкости каждого из них. Если по существу, то нет одного, идеального для всех эксплуатационных условий аккумулятора. Ибо, выигрывая в чем-то одном, любой тип АКБ обязательно существенно проигрывает в чем-нибудь другом. Так, например, столь популярные необслуживаемые «кальциевые» аккумуляторы имеют очень низкие показатели саморазряда и не требуют к себе какого-либо внимания, однако они очень сильно «боятся» глубоких разрядов (как пример, при многократных коротких поездках в зимний период). С такими разрядами АКБ такого типа придет в непригодность за очень короткий период эксплуатации. А вот малообслуживаемые АКБ глубоких разрядов не боятся, но взамен требуют регулярной доливки дистиллированной воды (в среднем, раз в полгода).

Читать еще:  Что такое вывешивание двигателя

Примечание
Во время зарядки АКБ происходит закипание электролита, но закипание не в бытовом понимании этого слова, просто происходит расщепление воды на кислород и водород (появляются пузырьки). Составная часть электролита – вода – выкипает, а плотность электролита, соответственно, растет. Чтобы привести плотность электролита в норму, доливают дистиллированную воду.

Внимание
Одной из существенных опасностей при плановой зарядке АКБ является выделение водорода из электролита. И вроде мало, но и взорваться может. Поэтому при обслуживании и эксплуатации АКБ необходимо соблюдать все меры предосторожности.

Основные характеристики АКБ

Полярность указывает на расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Полярность бывает прямой и обратной.

Примечание
Чтобы узнать, какая полярность на вашей АКБ, установите ее к себе той стороной, ближе к которой смещены выводы. Посмотрите, какой из выводов обозначен знаком «+», а какой — знаком «-». Если «+» находится слева, значит полярность прямая, если справа – обратная.

Номинальная емкость (обозначается С20) — количество электричества (в А·ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25 °С.

Внимание
Следует всегда помнить о том, что на автомобиль следует устанавливать АКБ той емкости, которая указана заводом-изготовителем транспортного средства. В принципе, ничего страшного не случится, и первое время будет радовать резвый пуск двигателя, но не стоит забывать о том, что возможности генератора не безграничны, а условия эксплуатации автомобиля могут быть очень суровы. Как следствие, батарея большей емкости будет постоянно недополучать энергию для восстановления — не будет заряжаться на 100%, что в скором времени приведет к выходу ее из строя.

Резервная емкость (обозначается Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25 °С.

Примечание
Резервная емкость в 1,63 раза больше номинальной в числовом выражении (так, для АКБ емкостью 55 А·ч она составляет приблизительно 90 минут). Это время, в течение которого полностью заряженная батарея может обеспечивать электроэнергией минимальное количество потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.

Ток холодной прокрутки (Iх.п.) – по ГОСТу (ДСТУ) 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18 °С в течение 10 секунд при напряжении не менее 7,5 В. Чем выше данный параметр, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, однако по причине увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.

Примечание
Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице ниже.

DIN 43559, ГОСТ 959-91170200225255280310335365395420
EN 60095-1, ГОСТ 959-2002 (Россия)280330360420480520540600640680
SAE J537300350400450500550600650700750

Одним из основных показателей, характеризующих рабочее состояние АКБ, является плотность электролита. Она должна быть всегда в определенном диапазоне. Если АКБ малообслуживаемая, то летом плотность немного понижают, а вот зимой, чтобы исключить вероятность замерзания электролита, повышают.

Примечание
Плотность электролита измеряется специальным прибором – ареометром.

Примеры маркировки АКБ

Маркировка российской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
4 – вес;
5 – резервная емкость;
6 – номинальная емкость;
7 – номинальное напряжение

Читать еще:  Что такое принудительное охлаждение двигателя

Маркировка европейской батареи:
1 – тип;
2 – номинальная емкость;
3 – ток холодной прокрутки по EN;
4 – знаки мер безопасности

Маркировка американской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
4 – номинальное напряжение

Примечание. На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

Причины неисправности аккумуляторной батареи

Первая и наиболее распространенная причина – это постоянный или периодический недозаряд аккумулятора, который является следствием коротких пробегов автомобиля. Что это значит?

Запуск двигателя при однократном включении стартера в течение 10 секунд отнимает у батареи примерно 2% емкости. Емкость батареи – это ее способность принимать и отдавать энергию. 2% — это немного. Тут же в работу включается зарядное устройство генератора, но нужно учитывать, что аккумулятор начинает принимать заряд только после того, как электролит прогреется до плюсовой температуры. И емкость восстанавливается не мгновенно – для этого нужно некоторое время. В теплое время года этот процесс происходит быстрее, а при минусовой температуре – только после того, как электролит прогреется.

Таким образом, непродолжительный пробег, например, в течение часа, не обеспечивает нужный заряд аккумуляторной батарее после пуска двигателя и работы остальных потребителей – фар, габаритных огней, музыки и пр. Зимой, времени, необходимого для восстановления емкости аккумулятора, требуется больше, чем в теплое время. Несколько подобных коротких пробегов в течение дня оставляют батарею слегка недозаряженной, и эта разряженность потихоньку увеличивается каждый день. Устранить недозаряд аккумулятора можно только дополнительной его зарядкой на зарядном устройстве.

Другая причина неисправности аккумуляторной батареи это долгое включение стартера при запуске двигателя. Если двигатель сразу не завелся, нельзя «крутить» стартер более 10 — 15 секунд. Дело в том, что в процессе пуска двигателя участвует не весь объем активной массы пластин и электролита, а лишь та ее часть, которая находится на поверхности пластин и электролит, который соприкасается с поверхностью пластин.

После неудачного пуска с первой попытки нужно дать электролиту время, чтобы он перемешался и проник в поры активной массы. Его плотность, при этом, выравнивается. 15-20 секунд для этого будет достаточно.

Если крутить стартер долго и без перерыва, то такая большая нагрузка вызовет коробление пластин и активная масса постепенно осыплется с решеток — аккумулятор придет в негодность. К тому же, долгими безрезультатными запусками, пусть и по правилам эксплуатации, аккумулятор можно «посадить» полностью, а в разряженном состоянии его нельзя держать, иначе начнется необратимый процесс сульфатации пластин (об этом ниже). Поэтому, если аккумулятор уже «не тянет», то его немедленно нужно ставить на зарядку.

Осыпанию активной массы из пластин также может способствовать случайное короткое замыкание (плюсовой клеммы аккумулятора на корпус автомобиля — например, неудачно положенный гаечный ключ).

Таким образом, продолжительный разряд аккумуляторной батареи при запуске двигателя в сочетании с короткими пробегами значительно увеличивает ее разряженность – батарея не успевает за время этих пробегов восстановить свою емкость.

Еще одна причина того, что автомобильный аккумулятор со временем стал недееспособным, это низкий уровень электролита в банках, или в одной из банок. Настолько низкий, что верхний край решеток остается непокрытым, т.е. контактирует с воздухом. Низкий уровень электролита – это следствие, а вот причину, в результате которой оказался такой низкий уровень, нужно выяснить.

Читать еще:  Что такое корпус двигателя

Уровень электролита понижается в трех случаях:

  • трещина в корпусе (электролит может вытекать);
  • в результате глубокого разряда (естественное уменьшение уровня);
  • при испарении воды из электролита (работа в жарких условиях или большой зарядный ток).

Все эти случаи одинаково губительны для аккумулятора, поэтому необходим периодический контроль уровня электролита в банках.

Если аккумулятор в процессе эксплуатации не роняли, не переворачивали, то первый случай (утечки электролита) исключается. В двух остальных случаях потребуется доливка дистиллированной воды до необходимого уровня с последующей зарядкой до первоначальной плотности.

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе

Если устройство до предела заряжено, показатели напряжения находятся в пределах 12,5 – 12,9 в. Однако эти цифры ничего не говорят о емкости АКБ и степени ее изношенности. Более подробную картину дает тест под нагрузкой.

Из школьного курса физики мы помним устройство и принципы работы аккумулятора. Непосредственно после зарядки имеет место высокая концентрация кислоты и, следовательно, наибольшее напряжение. С течением времени концентрация кислоты уменьшается, происходит постепенная разрядка – тем более интенсивная, чем больше потребителей электропитания подключено к бортовой электросети.

Как отмечалось выше, в норме напряжение на аккумуляторе автомобиля должно быть как минимум 12 в. Существуют специальные таблицы корреляции степени разряженности устройства от плотности электролита и напряжения.

Основные параметры, на которые необходимо обращать внимание при выборе АКБ

Рекомендуем ознакомиться с основными параметрами, на которые следует опираться при выборе аккумулятора для автомобиля. Так как необдуманная покупка, может сильно сказаться на эксплуатации авто.

Рабочий объем двигателя авто

Если у вас дизельный двигатель, то вам потребуется достаточно мощный аккумулятор с большим показателем емкости. Для дизельного авто с рабочим объемом двигателя 1,5 литра потребуется аккумулятор с емкостью не менее 65 а/ч. Для бензинового двигателя с таким же рабочим объемом потребуется батарея с емкостью не менее 50 а/ч. Соответственно, чем больше будет рабочий объем двигателя, тем большая емкость батареи должна быть. Здесь приведены были лишь примерные числа, все будет зависеть от конкретной модели авто и ее эксплуатационных потребностей.

Фирма производитель аккумуляторной батареи

Какой аккумулятор лучше для автомобиля? Стоит также обращать внимание и на фирму изготовителя батареи. На автомобильном рынке имеется очень много фирм производителей. Однако, не всегда можно сделать соответствие мировой бренд – высокое качество. Средний срок службы аккумулятора должен составлять порядка четырех лет. Бывает, что дорогие брендовые батареи служат не больше 2-х лет, а батареи из среднего ценового диапазона могут прожить и лет 5. Здесь все будет зависеть от условий эксплуатации. Если пробег за год у машины будет достаточно большой, то и АКБ будет выходить из строя быстрее.

Геометрические размеры батареи

Следующий параметр, на который стоит обращать внимание при выборе аккумулятора – это его габаритные размеры. Это: длина, ширина, высота, основной вес. Батарея должна свободно помещаться в специальное место под капотом автомобиля.

Где располагается плюсовой контакт

Необходимо также посмотреть, где на батарее располагается плюсовой контакт. Если на вашем старом авто плюсовой контакт был справа, а вы купите батарею с контактом, который находится слева, то длины питающего провода с клеммой может не хватить.

Думаю теперь у вас не осталось вопросов «какой аккумулятор лучше для автомобиля?» Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете подобрать необходимую аккумуляторную батарею для своего автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector