Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое кгб двигатель

Самая лучшая «Волга»: история машин-«догонялок» КГБ

О существовании этих автомобилей знали считанные персоны на всю страну, хотя многие из нас наверняка встречали их на улицах. Встречали, но не догадывались о том, что перед ними нечто совершенно уникальное. И даже сегодня журналистам Авто24 было нелегко собрать информацию об этих спецмашинах, развивающих до 170 км/ч.

“Для перевозки пассажиров с повышенными скоростями” – так было написано в техзадании на модель “Волга” ГАЗ-23, выданном в 1959 г. Горьковскому автозаводу заказчиком – всемогущей спецслужбой КГБ. На деле это означало, что чекистам был нужен транспорт для работы автомобилем сопровождения в правительственных кортежах, а еще – способный догонять иномарки, на которых ездили сотрудники посольств западных стран. И притом внешне спецавтомобиль должен быть неотличим от серийных машин.

Единственное, что могло выдать “догонялку” внимательному гражданину – указатель режимов атоматической трансмиссии. Впрочем, такие же были на обычных “Волгах” с АКП.

Сегодня это не просто представить, но картина взаимоотношений советских контрразведчиков и резидентов иностранных разведок часто выглядела как в киношных детективах: первые догоняли, вторые — бежали. Поэтому ключевым вопросом в них часто становился автомобиль: у иностранцев часто были топовые версии иномарок с многолитровыми двигателями, которые серийные “Волги” догнать не могли.

Внешне ничего не говорит о том, что это самая динамичная легковушка Союза. Под ее капотом – 5,5-литровый 8-цилиндровый мотор мощностью 195 л.с. и коробка-”автомат”.

Кроме силового агрегата, у ГАЗ-23 доработана подвеска и тормоза, чтобы адаптировать машину к езде на скоростях до 160 км/ч.

Поэтому часто подопечный иностранец отрывался от хвоста именно благодаря возможности быстро уехать и раствориться в толпе.

Закупать для спецслужб скоростные автомобили за границей государству было нельзя – не потому что не позволяла особенная советская гордость, а потому что затеряться в однообразном потоке транспорта той поры могла только отечественная машина.

Догонялка ГАЗ-23: самая быстрая Волга КГБ

Автор Ярослав Московка, фото: Сергей Торгалов

П родолжаем начатую в прошлом номере историю «Волги» первого поколения с автоматическими коробками передач. И так, попытка оснастить новый советский автомобиль автоматической коробкой передач в массовом серийном исполнении потерпела фиаско. Но на этом история «волг» с автоматами не только не закончилась – в некотором роде она лишь началась.

Как мы уже знаем, коллектив Бориса Сидоровича Поспелова весьма оперативно взялся за усовершенствование изначальной конструкции автомата по технологиям Chrysler. Собственно, причиной доводки стали не детские болезни коробки, а её назначение для представительского автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», шагнувшего в серию в январе 1959 года. Что же получилось с трансмиссией в итоге?

Изменили передаточные числа и схему работы – коробка стала полноценно трёхступенчатой, первая передача больше не использовалась исключительно в тяжёлых дорожных условиях. Оно и очевидно: «Чайку» на бездорожье сложно представить, в отличие от скоростного шоссе, – такой машине однозначно были нужны три ступени для быстрой езды. Соответственно, другим стал и коэффициент трансформации в гидротрансформаторе – узел перерассчитали под гораздо более мощную V-образную «восьмёрку». А вместо режима П (пониженная передача) появился режим Т – торможение двигателем. На скорости ниже 36 км/ч автомат держал первую передачу, выше – вторую.

В наши дни самая быстрая «Волга» ГАЗ-23 – огромная редкость: почти все машины бесславно сгинули, когда в спецслужбах им пришла замена в виде «догонялок» нового поколения.

Секретный заказ

В 1959 году Комитет госбезопасности заказал ГАЗу разработку очередной спецверсии «легкового автомобиля с повышенными динамическими характеристиками» – проще говоря, новую «догонялку», уже, разумеется, на базе «Волги». Напомним, в 1956 году завод выпустил около сотни «Побед» ГАЗ-М-20Г с двигателем от ЗИМа (ЗР, 2019, № 9). Проект возглавил конструктор Борис Акимович Дехтяр. Как и в случае с «Победой», силовой агрегат для «догонялки» был практически безальтернативен – других вариантов, помимо «восьмёрки» от «Чайки» с автоматом, у заводчан не было.

С установкой громадного мотора на «Волгу» пришлось основательно повозиться. Вроде бы и не тесно под капотом со статным оленем, а «восьмёрка» несильно хотела здесь поселиться. В итоге мотор впихнули, повернув его на 2º по оси коленвала и немного изменив правый лонжерон, но буквально с миллиметровыми зазорами от кузовных элементов – ювелирная работа!

Первым делом на «Волгу» поставили дефорсированный до 160 л.с. двигатель. В широкой серии ГАЗ-23 оснащали мотором мощностью 195 л.с.: он отличался от «чайковского» поддоном, вентилятором, генератором, правым выпускным коллектором и картером гидротрансформатора. Главная пара тоже была оригинальной, ни от ГАЗ-13, ни от ГАЗ-21 – с передаточным числом 3,38. «Догонялка» набирала 100 км/ч за 16 с, будучи даже на 2 с быстрее «Чайки».

Заново сделали передний щит (по этой детали безошибочно можно отличить настоящие машины от подделок), усилили передние лонжероны. Подвеску тоже доработали: спереди стояли более мощные пружины, навитые из стального прутка увеличенного диаметра, сзади – оригинальные рессоры с листами толщиной 6,5 мм (на обычной «Волге» – 6 мм) и амортизаторами, скомбинированными из деталей таковых для «Волги» и ЗИМа. Закономерно усилили тормоза, но весьма номинально: вакуумный усилитель на машине даже не планировался, разве только поставили более выносливые колодки и оригинальные тормозные барабаны из кованого чугуна с особой термической обработкой, а также залили специальную жидкость с температурой кипения 130º С.

Плита в багажнике, чугунная или бетонная – не более чем байка. Да, у машины были проблемы с развесовкой из-за перегруженного передка, но в реальной эксплуатации заднюю часть уравновешивали либо аппаратурой спецсвязи (её пристраивали как раз в багажнике, дабы не было заметно), либо запасами конспиративного обмундирования, либо банально запасными колёсами, которые всегда были насущной необходимостью.

Читать еще:  Что такое субсветовой двигатель

Талант маскировки

Специальная машина получила полностью самостоятельный индекс – ГАЗ-23. Не столько из-за объёма переделок, а потому, что изначально было запланировано целое семейство особых моделей. И здесь мы развеиваем очередной миф, будто бы «догонялку» выпускали только с АКПП.

У переднего пассажира места в ногах меньше, чем в простой «Волге»: под этим участком пола – правый выпускной коллектор большого мотора.

С автоматом – «чистая» ГАЗ-23 полностью в неброском образе массовых гражданских машин, а также ГАЗ-23Б: автомобиль в полном хром-пакете (который принято звать экспортным), с улучшенной отделкой салона и, как правило, в чёрном цвете. Нарядные ГАЗ-23Б использовались для сопровождения кортежей, а также как служебные автомобили высоких чинов МВД, КГБ и прочих причастных госорганов.

А вот ГАЗ-23А – машина с «восьмёркой», но обычной «волговской» механикой, понятно, доработанной, с усиленными шестернями, дабы мотор её не порвал в клочья – по крайней мере, быстрее нужного. Такие автомобили отлично маскировались под такси, почтовые и прочие машины городских служб – и использовались для ведения слежки. ГАЗ-23А1 – тоже вариант с механикой, но с оборудованием спецсвязи в багажнике.

Маскировка «догонялок» потребовала от конструкторов мозгового штурма. Начнём с того, что у «чайковского» мотора было два выпускных коллектора и две выхлопные трубы – оно и понятно, «восьмёрка» же. Машину наблюдения две выхлопные трубы выдали бы с потрохами. Поэтому на ГАЗ-23 выхлоп вывели в одну трубу, но уже почти у самого заднего бампера – а по днищу машины шли две трубы. На парадной версии с чистой совестью ставили над рулевой колонкой индикатор режимов автомата – окошко со стрелочкой, как на ГАЗ-21 с АКПП. На конспиративных машинах обходились без него: при взгляде с улицы интерьер абсолютно не отличался от самой обыкновенной гражданской «Волги». Если только не заметить, что педалей – две…

Из космоса на землю

И вот перед нами – живая, настоящая ГАЗ-23. Это машина с необычной судьбой – и даже цвет её, тёмно-синий с фиолетовым оттенком, необычный: в заводской палитре он присутствовал, но, тем не менее, был весьма и весьма редким. «Волга» выпущена в 1962 году, у неё ещё переходный к третьей серии кузов. Машина не работала в спецслужбах – свои первые двадцать лет жизни она обитала в одном из подмосковных звёздных городков, где, очевидно, была «персоналкой» у руководителя аэрокосмического предприятия.

В 1985 году в комиссионном магазине Москвы её почти случайным образом приобрёл житель города Хмельник из Винницкой области – так и оказалась редкая «Волга» в Украине. Каким же образом она попала в комиссионку? Интрига та ещё! Есть мнение, что директор ведомства умудрился провернуть хитрую комбинацию и переписать машину на себя. Гипотезу подтверждают сохранившиеся номерные знаки 54-87 ЮБЯ: это поздняя серия, выдававшаяся на рубеже 80-х годов, то есть автомобиль был перерегистрирован.

В управлении 23-я крайне непроста и норовиста: даже в те времена с ней не каждый мог сладить без спецподготовки, а уж с нынешними водительскими привычками за её рулём и вовсе тяжело – в самом прямом смысле. Передняя часть «Волги» крепко нагружена здоровенной «восьмёркой» с автоматом: руль и на ходу нелёгок, а на месте его едва провернёшь. Особый разговор – педаль тормоза: на неё нужно давить чуть ли не обеими ногами! Двигатель брыкучий, и гидроавтомат не особенно сглаживает его горячий норов: едва коснёшься правой педали, как автомобиль тут же делает хищный рывок вперёд. Зато динамика – на уровне современных машин. Прибавьте к картине тонёхонькие «волговские» колёса на узкой резине.

В поворотах машину с лихим потенциалом двигателя запросто уносит! Так что не зря шофёры КГБ качали мускулы и рук, и ног в спортзалах, а навыки управления оттачивали на спецполигонах. Кстати, на ГАЗ-23 не садили водителей рангом ниже капитана. И не напрасно в багажниках возили комплекты запасных колёс: в «боевых режимах» автомобили нещадно сжирали резину, не рассчитанную на столь зверские нагрузки.

В наши дни ГАЗ-23 – огромная редкость: практически все машины бесславно сгинули, когда им пришла замена. И среди экземпляров, всплывающих в продаже, хватает подделок. Автомобилей с механической коробкой вовсе не сохранилось: даже доработанную трансмиссию мощный мотор быстро добивал, так что срок их службы был недолог. Кстати, а чем же заменили ГАЗ-23? О следующих поколениях горьковских «догонялок» мы ещё непременно расскажем – ведь такие машины тоже есть в Украине.

Благодарим за помощь в подготовке материала мастерскую «Автоклассика» Валерия Буслаева, а также историка Владимира Винника.

Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram-канал

Система автозапуска

Несомненным преимуществом системы Старлайн над всеми остальными сигнализациями является то, что сразу после того, как пользователь ставит автомобиль на сигнализацию, глушится и двигатель самого автомобиля. Во многих же других системах, в том числе и КГБ, двигатель авто глушится уже после закрытия дверей. Немаловажным преимуществом системы Старлайн перед другими системами является и то, что при её производстве специалисты сразу монтируют в неё внутреннюю блокировку стартера.

Читать еще:  Щелчки при запуске двигателя нексия

Особенности эксплуатации

В повседневной эксплуатации мощные Волги были сложнее обычных. В связи с тем, что на передние колеса приходилась значительно большая нагрузка, управляемость на дороге ухудшилась. Изменилась и развесовка. После установки мощного двигателя большая часть веса теперь приходилась на передние колеса, задние были постоянно разгружены. Даже на асфальте при резком открытии дроссельной заслонки задние колеса срывались в пробуксовку. На скользких покрытиях эта проблема преследовала водителей постоянно. Особенно опасен был срыв колес в пробуксовку при прохождении поворотов, машину сразу заносило.

Частично эту проблему решал балласт — бетонные или металлические балки, укладывавшиеся в багажник. В багажном отделении сохранившихся экземпляров можно встретить чугунные или свинцовые плиты массой 90 кг, иногда дополняемые бордюрными камнями или крышками от водопроводных люков.

Дополнительная тяжесть несколько ухудшала динамику, зато позволяла более-менее контролировать машину на дороге. Проблему управляемости усугублял гидроусилитель руля. Уплотнения постоянно текли, из-за чего и так невысокий коэффициент усиления постоянно падал. Водители на многих машинах самостоятельно отключали гидроусилитель. На ровной прямой Волга легко разгонялась до 160 км/час. Но стандартные тормоза не справлялись с нагрузкой и остановить машину было проблематично.

Кстати, вопрос максимальной скорости такого автомобиля до сих пор достоверно не выяснен. Завод-изготовитель гарантировал максимальную скорость 160 км/час, но известно, что Волга V8 могла идти 170 и даже 180 км/час.

Также нет точных данных о количестве выпущенных Волг-«догонялок». В официальной статистике ГАЗа они не учитывались, но примерно их должно было быть произведено от 1000 до 2000 экземпляров.

Готовый к установке на ГАЗ 24 двигатель и коробка передач

Советский спецавтопром: машины для КГБ, авиации, почты и маршалов

С каким бы пафосом нам ни преподносили Aurus, автомобильная промышленность явно не сильная сфера России. По крайней мере, когда речь идет о машинах для простого народа. Однако специальные модификации и особые версии советские инженеры умели делать и раньше.

Роторно-поршневой двигатель для чекистов у ВАЗ

210 лошадиных сил – такие показатели даже в нынешние времена недоступны рядовым покупателям обычных «Лад». Однако уже в СССР были ВАЗы с довольно мощными моторами, которые специальное конструкторское бюро АвтоВАЗа разрабатывало и строило для КГБ и МВД.

Точнее так: разработку советские автоинженеры позаимствовали у японской компания Mazda, которая еще первой половине XX века сделала ставку на роторно-поршневой двигатель Феликса Ванкеля. Специальное подразделение АвтоВАЗа, созданного в начале 1970-ых гг, прикупило Mazda RX-2, с которой сняли роторный мотор для изучения и заимствования технологий, чтобы применять на машинах для силовиков.

Получилось далеко не с первого раза, хотя даже 70-сильные экземпляры поражали тягой. Вскоре спецотдел начал поставлять ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059 со 120-сильными РПД сотрудникам КГБ и милиции. В дальнейшем инженерам удалось добиться 140 л .с., а затем 210 л .с. и динамики разгона до 100 км/ч за 8 секунд. В общем когда-то силовые ведомства получали лучшие автомобили, которые и должны использовать для выполнения своей работы.


Специальное конструкторское бюро на АвтоВАЗе было закрыто в 2004 году.

УАЗ «Буханка» для запуска двигателей самолетов

В 1970-ые гг Ульяновский автозавод выпускал на базе УАЗ-452/3741 вспомогательную установку для запуска авиационных двигателей. Они применялись для самолетов Ту-154 и ИЛ-62. Как пояснили на предприятии, данные УВЗ были созданы, чтобы минимизировать массу системы запуска мощных силовых агрегатов самолетов.

Внутри «Буханки» размещен авиационный газотурбинный двигатель ТА-6А: его компрессор забирает воздух через боковые окна с жалюзи, разогревая его до 200-220 градусов, затем воздух в сжатом виде подается через гибкий 12-метровый резиновый рукав к боковым штуцеру самолета и раскручивает вал двигателя при запуске.

Генераторы вырабатывают электроэнергию для бортовых систем самолета.

Водитель управляет двигателем и системами установки с пульта в кабине, а также может общаться с аэродромом и экипажем при помощи рации.

Электрокары для почты

Ветвь электромобилей пытается развиваться еще с зари автопрома. До ее относительно массового современного разрастания у АвтоВАЗа были эксперименты с электромоторами. Полюбуйтесь на этот универсал ВАЗ-2102Э – он работал на комбинате общественного питания на заводе.

Другие автомобили из мелкосерийной партии отправились работать в почтовую службу Тольятти. Никаких тебе вредных выхлопов – электромотор мощностью около 35 л .с. питался от никель-цинковых батарей весом 380 кг . Запас хода электрического универсала составлял 130 километров , что вполне прилично и по нынешним параметрам.

«Буревестник» для пограничников

И снова КГБ, но на этот раз – Погранвойска КГБ СССР. Для них подготовили специальный уазик на базе модели 469, которая получила индекс ВБ.

От обычных классических внедорожников погранверсию отличают цельнометаллическая крыша вместо тента, две фары-искатели у верхних петель дверей, две накрышные штанги с фиксаторами для перевозки лыж и мощный прожектор над ветровым стеклом.

Внедорожник ГАЗ для маршалов Красной Армии

Легковый автомобиль с полным приводом с закрытым кузовом – советский автопром предложил такое еще в 1939 году. Но не для всех, а для командования советской армией.

Машины появились очень вовремя – как раз перед началом Великой отечественной войны, и многие военоначальники проехали на своих фаэтонах-внедорожниках всю войну. ГАЗ-31-67 возили маршалов и генералов: Ворошилова, Жукова, Павлова, Тимошенко, Конева и пр.

Автомобиль сочетал в себе комфортность и впечатляющую проходимость (на это и ориентируется сейчас самый модный сегмент – кроссоверы). Характерный нюанс: в маршальских фаэтонах не было печки, зато присутствовали прикуриватель и пепельница.

Читать еще:  Что такое двигатель vdo

«Механика» или «автомат»?

Допустим, сигнализация была установлена на автомобиль с механической коробкой. Тогда на дисплее должна постоянно гореть надпись «Manual». Если это не выполнено, не используйте автозапуск ни при каких условиях.

Пусть монтаж был проведен без ошибок и надпись на дисплее присутствует. Тогда в ходе эксплуатации нужно будет выполнять подготовку:

  1. Оставляя авто на стоянке, задействуют ручной тормоз.
  2. Изымают ключ, но мотор работает. Если этого не происходит, добавьте в последовательность новое действие: перед «шагом 2» нажимают и отпускают клавишу 2.
  3. После изъятия ключа или после нажатия на кнопку, если оно выполнялось, за 30 секунд нужно покинуть салон и закрыть двери.
  4. Можно включить режим охраны, нажав кнопку 1.

Проводите указанную последовательность, чтобы мотор можно было завести автозапуском.

Итак, повторим, как нужно поступать в разных случаях:

  1. Если монтаж был выполнен на авто с АКП, надпись должна отсутствовать, а подготовку проводить не требуется;
  2. Для машин с МКП возможны два варианта: надпись есть – подготовку проводят, надписи нет – автозапуском не пользуются.

В ходе выполнения процедуры подготовки на дисплее появляется значок «дым». Его появление означает то, что поддержка зажигания включилась. Повторим, что для машин с АКП эти сведения не актуальны: поддерживать зажигание не нужно, так как «подготовка» не проводится в принципе.

Есть отзывы, где владельцы говорят, что после нажатия кнопки 2 значок «дым» не появляется, а вместо этого следуют сигнал и моргание «габаритами». Значит, поддержка зажигания будет включаться при изъятии ключа – так в данном случае были сделаны настройки (параметр 12).

В кино и в музее

Грудинин наладил связи с целой сетью коллекционеров автомобилей «Лада» в России и Восточной Европе. В коллекции одного из его друзей, Норберта Мелега из городка Дунасег в Венгрии, 13 экземпляров. Его единственный автомобиль западного производства – купе BWM 850i.

«В детстве я мечтал о «Ладе» 2103, — вспоминает Мелег, которому сейчас 42 года. – В те времена многолетние ожидания машины, домашнего телефона или квартиры, а то и таких банальных вещей, как холодильник, были частью повседневной жизни в «раю для рабочего человека».

Автор фото, Norbert Meleg

Товарищ, это – не Fiat-124! Фото из винтажного рекламного буклета об автомобиле «Лада» ВАЗ-2103

Мелег начал собирать свою коллекцию «Лад» четыре года назад. Многие машины он реставрировал сам. Вместе с друзьями он основал «Клуб классических «Жигулей» Венгрии», который насчитывает 65 тыс. зарегистрированных «Лад», обитающих в пределах границ этой бывшей коммунистической страны.

В Москве фотограф и телеоператор Алекс Адоратский коллекционирует «Лады» с малым пробегом и в оригинальной комплектации. В его коллекции таких машин пять, а еще есть две «Волги», включая модель 1969 года, которую он купил примерно за 200 долларов и отреставрировал в течение года.

«У моего отца была такая же, когда я был маленьким», — говорит он. Первой «Ладой» Адоратского была модель 1982 года выпуска оранжевого цвета. Он купил машину с пробегом всего 2200 км (по одометру) у отца одного из друзей.

Автор фото, Courtesy Alex Adoratsky

1999 год, Москва: Адоратский и его «Волга» 1969 года, купленная за 200 долларов США

Он сдает свои машины в аренду для киносъемок. Эта «Лада» фигурирует в фильме 2005 года «Архангел» с Дэниелом Крэйгом в главной роли ( Крейг играет английского историка, который приехал на научную конференцию в Москву и в силу обстоятельств занялся расследованием загадки смерти Иосифа Сталина – Ред.).

За рамками конкурсов мало кто из американцев собственными глазами видел «Ладу» либо любой другой советский или российский автомобиль, и Саймон Росс питает надежду изменить такое положение дел. Он покинул Советский Союз вскоре после его распада и поселился в пасторальном городке Саммамиш, штат Вашингтон, в 32 км к востоку от Сиэттла. Вдохновленный примером Автомобильного музея Америки Хэролда и Нэнси ЛеМэй (LeMay America’s Сar Museum) в соседней Такоме, Росс рассчитывает создать музей советских транспортных средств.

Он уже дал своему начинанию неплохой старт – его коллекция насчитывает 20 экземпляров, включая две военные машины, а на подходе еще десять. Он начал ввозить машины с Украины, из стран Балтии и Болгарии четыре года назад. Зафиксированный приборами пробег отдельных экземпляров не превышает 2000 км.

Автор фото, Thinkstock

Сколько еще брошенных шедевров советского автомобилестроения дожидаются своих новых хозяев?

«[Бывшие владельцы] пересели на иностранные машины раньше, чем [ их собратья – Ред.] в России, поэтому их автомобили оставались в гаражах», — говорит Росс, владелец компании по переработке морепродуктов.

В дополнение к нескольким «Ладам» в коллекции представлены две «Волги» ГАЗ-21, более поздний универсал «Волга» ГАЗ-24, «Москвич» и ЗИМ 1951 года, большой седан в стиле Cadillac 1940-х годов. Как рассказывает Росс, первым владельцем ЗИМа был советский посол в Китае.

К числу его любимцев принадлежит ЗАЗ ( «Запорожец» — Ред.) — крошечная машинка с расположенным сзади 4-циллиндровым V-образным двигателем с воздушным охлаждением. У Росса есть снимок, на котором он, тогда 6-летний мальчик, запечатлен за рулем практически идентичной модели, принадлежавшей его отцу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector