Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое коллектор асинхронного двигателя

ГОСТ 28295-89 Коллекторы электрических вращающихся машин. Общие технические условия

Группа Е60 СТАНДАРТ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КОЛЛЕКТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВРАЩАЮЩИХСЯ МАШИН

Общие технические условия

Collectors of electrical rotating machines. General specifications

MKC 29.160.10 ОКП 33 0000

Дата введения 01.07.90

Настоящий стандарт распространяется на цилиндрические коллекторы с наружным диаметром от 50 до 710 мм с изоляцией класса нагревостойкости В и F, работающие при номинальном напряжении до 660 В.

Стандарт не распространяется на коллекторы для тяговых машин и коллекторы, применяемые в автомобильной и авиационной промышленности.

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины и определения коллекторов — по ГОСТ 21888. Пояснения к терминам, применяемым в настоящем стандарте, приведены в приложении.

2. РАЗМЕРЫ

2.1. Диаметр коллектора D (см. чертеж) выбирают из ряда по ГОСТ 19780.

2.2. Номинальные размеры изоляции коллекторных пластин — по ГОСТ 24680. В обоснованных случаях можно выбирать изоляцию коллекторных пластин других размеров.

© Издательство стандартов, 1990 © Стандартинформ, 2006

2.3. Размеры пластин для коллекторов рассчитывают по ГОСТ 27660. В обоснованных случаях можно выбирать пластины других размеров.

2.4. Предельные отклонения диаметра D и размера X должны соответствовать указанным в табл. 1.

Предельное отклонение размера X

2.5. Предельные отклонения отверстия d для установки коллектора на валу ротора должны соответствовать полю допуска Н7 по ГОСТ 25347.

2.6. Предельное отклонение номинальной толщины изоляции коллекторных пластин в изготовленном коллекторе должно быть ±0,15 мм при номинальной толщине изоляции коллекторной пластины до 1 мм и ± 0,2 мм — при толщине изоляции свыше 1 мм.

2.7. В технически обоснованных случаях допускается изготовлять коллекторы с предельным отклонением номинальной толщины изоляции коллекторных пластин ±0,1 мм при номинальной толщине изоляции коллекторной пластины до 1 мм.

2.8. Допуск параллельности пластин относительно оси коллектора не должен превышать значений, указанных в табл. 2.

2.9. Разность максимального и минимального шагов коллекторных пластин не должна превышать 1 мм. Коллекторный шаг определяют по сумме шагов коллекторных пластин, расположенных приблизительно на одной четвертой части контура контактной поверхности коллектора.

2.10. Биение коллектора до установки на вал якоря не должно превышать 0,2 мм.

2.11. Предельные отклонения свободных размеров коллектора — по ГОСТ 30893.1.

2.12. Коллекторы изготавливают с обработанной контактной поверхностью. На контактной поверхности могут быть закреплены контрольные ленты для измерения перепада высот пластин шириной около 10 мм.

2.13. Допустимый износ диаметра коллектора D определяет изготовитель и указывает в сопроводительной документации. Граница допустимого износа коллектора определена D2.

В пределах номинальной тол-

щины изоляции коллекторной

пластины в коллекторе

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Требования к условиям эксплуатации

3.1.1. Коллекторы с изоляцией для класса нагревостойкости В по ГОСТ 8865 предназначены для работы при температуре от минус 40 °С до плюс 130 °С, а коллекторы с изоляцией для класса нагревостойкости F — от минус 40 °С до плюс 155 °С при номинальном напряжении, номинальном токе и номинальной частоте вращения.

3.1.2. Коллекторы могут быть изготовлены вида климатического исполнения У2 или Т2 по ГОСТ 15150.

3.1.3. Исполнение коллекторов для других условий эксплуатации (например для других климатических условий, химических цехов) должно соответствовать исполнению машин, работающих в данной среде, и должно быть указано в договоре.

3.2. Требования к материалам

3.2.1. Пластины изготовляют из материалов, которые должны иметь твердость согласно табл. 3.

Твердость, кгс/мм 2

Материал 1: Си — ЕТР (электролитическая напряженная медь).

Си — ЕРНС (медь отожженная с высокой проводимостью).

Си — OF (бескислородная медь).

Материал 2: Си — LSTP (отожженная электролитическая медь с низким содержанием серебра).

Материал 3: Си — OFS (бескислородная медь с содержанием серебра).

По согласованию с потребителем допускается использование для пластин материала, отличного от указанного в табл. 3.

3.2.2. Материал частей коллектора, кроме пластин, и способы предохранения поверхности коллекторов, учитывая функцию и окружающую среду, для которой коллектор предназначен, выбирает изготовитель.

3.3. Требования к конструкции

3.3.1. Выступающие концы манжет коллекторов, скрепленных болтами, должны быть банда-жированы или замазаны. Конечная отделка выступающих концов манжет производится после обмотки и пропитки якоря.

Читать еще:  Двигатель вольво 460 технические характеристики

3.3.2. Соединительные детали коллекторов, скрепленных болтами, должны быть зафиксированы.

3.4. Требования к изоляции

3.4.1. Сопротивление изоляции коллекторов в холодном состоянии должно быть не менее 50 МОм, в горячем состоянии — не менее 5 МОм.

3.4.2. Сопротивление изоляции коллекторов в климатическом исполнении Т2 после воздействия влажности при повышенной температуре в циклическом режиме должно быть не менее 2 МОм для электрических машин номинальной мощности до 500 Вт и 1 МОм — для электрических машин номинальной мощностью свыше 500 Вт.

3.4.3. Испытательное напряжение для проверки электрической прочности коллекторов приведено в табл. 4.

Номинальное напряжение электрической машины, В

Испытательное напряжение, В

Каждая пластина к соседней пластине

Каждая пластина ко всем пластинам, кроме двух соседних*

Комплект пластин короткозамкнутых к металлической втулке в электрических машинах мощностью: до 1 кВт

Продолжение табл. 4

Номинальное напряжение электрической машины, В

Испытательное напряжение, В

* Испытание проводят только для коллекторов на пластмассе со стальными армировочными кольцами.

3.5. Требования устойчивости к климатическим и механическим воздействиям

3.5.1. У коллекторов, предназначенных для атмосферы типа 3 по ГОСТ 15150, коррозия на металлических поверхностях не должна превышать 4 баллов по методу С ГОСТ 9.308.

3.5.2. При воздействии пониженной температуры (минус 40 °С) коллектор не должен иметь механических повреждений, а перепад высот смежных пластин не должен превышать 6 мкм.

3.5.3. При воздействии температуры не более 130 °С для коллектора с изоляцией класса на-гревостойкости В или не более 155 °С для коллектора с изоляцией класса нагревостойкости Г на коллекторе не должно быть механических повреждений, а перепад высот смежных пластин не должен превышать 6 мкм.

3.5.4. Коллекторы климатического исполнения Т2 должны быть стойкими к воздействию плесневых грибов. Интенсивность роста плесневых грибов после испытаний не должна превышать 3 балла по ГОСТ 9.048.

3.5.5. Коллектор должен быть механически стойким к воздействию центробежной силы и температуры. После проведения центробежных испытаний на коллекторе не должно быть механических повреждений, а перепад высот смежных пластин не должен превышать 6 мкм.

Выступание пластин измеряют после охлаждения до температуры окружающей среды.

3.6. Требования к сборке и обработке коллектора у потребителя

3.6.1. Коллектор насаживают на вал плавным прижимным усилием на втулку. Максимальная температура подогрева для коллекторов с изоляцией класса нагревостойкости В должна быть 130 °С, для коллекторов с изоляцией класса нагревостойкости F — 155 °С. Если нет возможности воздействовать прижимным усилием на втулку, например у коллекторов, скрепленных болтами с двумя зажимными кольцами, разрешается воздействовать на зажимное кольцо с усилием, которое не должно превышать усилия, указанного в сопроводительной документации на коллектор.

При насаживании коллектора на вал не допускается деформация, которая вызывает выступание пластин.

3.6.2. При фрезеровании пазов и вкладывании обмоток в пазы нельзя допускать нарушения комплекта пластин и допускать его деформацию.

3.6.3. При впайке обмоток в пазы пластин коллектора температура комплекта пластин в области пайки должна быть не более 230 °С. Продолжительность пайки не должна повлиять на механические свойства пластин. Температура несущей конструкции от 120 °С до 170 °С.

3.6.4. При пропитке ротора температура коллектора с изоляцией класса нагревостойкости В не должна превышать 130 °С, коллектора с изоляцией класса нагревостойкости F — 155 °С.

3.6.5. После насадки коллектора на вал и соединения обмоток необходимо охлажденный коллектор, скрепленный болтами, затянуть с усилием, соответствующим указанному в сопроводительном документе на коллектор. Затем у коллектора, скрепленного болтами, фиксируют соединительные детали от ослабления. Последней операцией является обработка наружного диаметра коллектора D до номинального размера.

3.6.6. Для других способов соединения обмоток с пластинами коллектора (например сваркой) условия обработки изменяются.

3.7. Условное обозначение коллектора должно содержать следующие данные:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) номер сборочного чертежа;

3) вид исполнения для сложных климатических условий (Т2);

4) класс нагревостойкости изоляции F;

5) декаду и год изготовления.

3.8. Для изготовления коллектора необходимы следующие данные:

1) основные размеры по чертежу (D, D, D2, d, L, L, L2, X, P, T, Z, h);

Читать еще:  Щадящие обороты для двигателя

2) число пластин;

3) род тока (постоянный или переменный);

4) номинальное напряжение коллектора;

5) номинальная мощность электрической машины;

6) номинальная частота вращения;

7) толщина изоляционных пластин коллектора;

8) класс нагревостойкости изоляции;

9) вид климатического исполнения;

10) способ соединения токопроводов с коллектором;

11) особые требования.

П римечание. Коллекторы вида климатического исполнения Т2 и коллекторы с изоляцией класса нагревостойкости В в обозначении не указывают.

3.9. Коллекторы должны быть упакованы таким образом, чтобы во время транспортирования, погрузки и выгрузки они не были повреждены.

3.10. В сопроводительной документации должны быть указаны следующие данные:

1) обозначение предприятия-изготовителя;

2) обозначение типа коллектора, принятое на предприятии-изготовителе;

3) количество коллекторов;

4) дата упаковки;

5) знак контроля качества.

3.11. Показатели надежности устанавливают в технических условиях на конкретные виды коллекторов.

4. ПРИЕМКА

4.1. Порядок и объем типовых испытаний коллекторов должен соответствовать указанным в табл. 5.

Щёточно-коллекторный узел является одной из наименее надёжных частей электрических машин, поскольку скользящие контакты интенсивно изнашиваются от трения. Для профессионального электроинструмента, например, щётки являются расходным материалом. По этой причине с точки зрения надёжности предпочтительны двигатели без щёточно-коллекторного узла — вентильный электродвигатель и асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Щёточный контакт при нормальных условиях работы вызывает наибольшее число отказов в работе электрических машин. Так, в среднем 25 % отказов коллекторных машин постоянного тока происходит из-за выхода из строя щеточно-коллекторного узла, а в транспортных установках доля таких отказов достигает 44…66 %) [1] .

Наши преимущества

Снижение затрат за счет сокращения времени простоя оборудования

Опыт работы со сложными, специализированными и крупногабаритными электродвигателями

Ответственный подход к диагностике и ремонту в реальные сроки и за разумную стоимость

Разработка и расчет Проектирование ключевых узлов электродвигателя

Особенности неисправностей

Если моторчик электроинструмента начал плохо работать или полностью вышел из строя, многие отправляют на свалку не только коллекторный электродвигатель, но и весь прибор. Делать этого не стоит.

Обычная проверка, выполненная своими руками, позволяет проверить узел, оценить его текущее состояние. Что самое интересное, в большинстве случаев устройство можно вернуть в рабочее состояние, потратив на это минимум усилий и средств.

Важная заметка о проверке:

  • Прежде чем начнется проверка и тщательный ремон, не поленитесь посмотреть на состояние идущего на 220в кабеля. Не редко проверка шнура показывает, что в нем произошел обрыв. Из-за этого коллекторный электродвигатель не функционирует,
  • Другая возможная проблема это выход из строя кнопок, отвечающих за управление и включение. Они также могут потерять контакт, сломаться механическим образом. Их проверка даст ответ на этот вопрос,
  • Проверка пуско-регулировочного устройства также не повредит в случае его наличия,
  • Источник на 220 В. А в каком состоянии находится розетка на 220 Вольт? Не исключайте ситуацию, когда напряжение в 220 Вольт попросту не идет на ваш электромотор и весь электроинструмент. Банально советовать убедиться в наличии света в доме. А вот проверить состояние розетки на 220 Вольт стоит. Для этого подключите прибор к другому источнику 220 Вольт. Если все в порядке, переходим к наиболее распространенным поломкам коллекторного электромотора.

Популярные неисправности электродвигателя

Далее дадим несколько рекомендаций относительно наиболее распространенных поломок, которые могут преследовать асинхронный или синхронный коллекторный электромотор. Это позволит в следующий раз смело включить устройство к 220 Вольт и начать с ним работать.

  1. Выполните разборку электроинструмента, разберите электромотор вашего бытового устройства. Рекомендуется опираться на инструкции от производителей. Прежде чем начинать разбирать инструмент на составные элементы, убедитесь в отсутствии искр. Их на щеточно контактном механизме быть не должно.
  2. Если искрение оказалось активный, щеточно коллекторный узел вероятнее всего износился или нарушились контакты.
  3. Менее распространенная причина искрения это замыкание обмоток в коллекторе. А именно межвитковое замыкание.
  4. Самая часто встречаемая поломка это износ щеточно коллекторного узла. Либо узел коллектора чернеет. Если износился щеточный узел, потребуется заменить их на аналогичные новые элементы. В идеале менять стоит на оригинальные детали. Обычно щеточно коллекторный узел меняется легко. Для этого нужно отодвинуть фиксатор или открутить крепежный болт. Все зависит от того, какой прибор перед вами.
  5. Некоторые модели асинхронного или синхронного двигателя предусматривают замену не самих щеток, а щеточно держательного механизма в сборе. Не забудьте при этом соединить медный провод с контактами.
  6. Если щеточно держательный узел оказался цел, попробуйте растянуть пружины, которые их прижимают.
  7. В случае потемнения контактной части коллектора, попробуйте просто зачистить ее с помощью наждачки-нулевки.
  8. Если на месте контакта щеточно коллекторного узла, там где коллектор контактирует с щетками, образовалась канавка, придется выполнить проточку на станке.
  9. Другим, не менее распространенным видом поломок в таких электродвигателях является износ подшипника. Если проверка показывает, что возникает биение патрона, повышается вибрация корпуса во время работы устройства, подшипник придется заменить. Самый неприятный сюжет это когда якорь начинает касаться статора. Тут потребуется минимум поменять якорь, либо выполнить замену статора и якоря одновременно.
  10. Управление на микроконтроллере. Если управление на микроконтроллере дает сбой, проблема может заключаться в самом микроконтроллере. Его проще всего заменить новым.
  11. Состояние ротора. У ротора вашего электродвигателя также могут возникнуть проблемы. Для проверки ротора воспользуйтесь мультиметром.
Читать еще:  Дастер от чего ставят двигатель

Редкие неисправности

К категории редких поломок относят:

  • Обрыв обмоток,
  • Выгорание обмоток,
  • Выгорание мест подключения обмоток,
  • Оправление, замыкание ламелей графитовой пылью.

При вероятности неисправностей обмоток или ламелей определить наличие поломок поможет визуальная проверка. Выполняя ремонт, обратите внимание на некоторые моменты.

  1. Проверьте состояние обмоток. Обычно нарушается целостность обмоток, что влечет за собой соответствующие неисправности.
  2. Изучите текущий цвет обмоток. Весь корпус обмоток или только их часть может почернеть, что свидетельствует о наличии проблем.
  3. Оцените состояние контактов проводов с коллекторными ламелями. Если имеются проблемы, обычная перепайка будет составлять весь ваш ремонт.
  4. Загляните в пространство между ламелями. Это нужно для проверки их на предмет забитости графитовой пылью. При ее наличии в этом месте ремонт состоит в обычной прочистке. Прочистить узел можно подручными средствами.
  5. Понюхайте изоляцию проводов. Часто управление инструментом становится невозможным, он выходит из строя из-за того, что узел изоляции проводки просто перегорел. При таких ситуациях узел издает характерный запах, который многим знаком.
  6. При обнаружении поломок обмоток статора или якоря, их нужно заменить. Другой вариант можно перемотать элементы, для чего лучше обратиться к соответствующим сервисам.
  7. Проведите проверку ротора. Оценка состояния ротора мультиметром даст понять, какие действия предпринимать дальше.

Если визуальная проверка не позволяет определить неисправности, потребуется прозвонить узел мультиметром.

Прозвон мультиметром

Если однофазный электромотор потребует ремонт, рекомендуется проверить состояние его статора и прочих элементов путем прозвона.

  1. Сначала выполняется прозвон попарных выводов обмоток статора на ламели. При этом сопротивления должны оказаться одинаковым.
  2. Теперь делается проверка между корпусом якоря и ламелями. Прибор должен выдавать бесконечное сопротивление.
  3. Убедитесь, что обмотка целая. Для этого прозваниваются выводы.
  4. Проверяется цепь между выводами обмотки и корпусом вашего статора. Если на корпусе есть пробой, подключать устройство на 220 вольт категорически нельзя. Требуется ремонт или обязательная замена.

Если ваш электродвигатель удалось починить, выполните соединение всех элементов, подключите к питанию на 220 Вольт. В случае неисправности обратитесь в сервисный центр.

«Невада» сделает, как надо

Компания «Невада» специализируется на ремонте любых электродвигателей: синхронных, асинхронных, постоянного и переменного тока, общепромышленных, специального назначения и других – всего до 40 типов изделий как российского, так и зарубежного производства.

Сложность поломки для наших специалистов значения не имеет – в любом случае клиент получит обратно полностью исправный агрегат с гарантией на выполненные работы. Кроме ремонта коллекторов, «Невада» осуществляет полный спектр работ по восстановлению электромоторов, генераторов, насосов, электростанций и многих других изделий как бытового, так и промышленного назначения. Причем в кратчайшие сроки и на максимально выгодных для клиентов условиях.

Ремонт коллектора электродвигателя — быстро, качественно и недорого! Звоните!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector