Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое маршевый двигатель ракеты

В Челябинске начались стендовые испытания демонстратора жидкостного ракетного двигателя малой мощности. Директор центра «Аэрокосмические технологии» Южно-Уральского госуниверситета (ЮУрГУ) Алексей Шульц показывает промежуточный продукт технического поиска ученых, который пока мало кто видел. Предупреждает: когда заработает камера сгорания, будет шумно — сильный хлопок, как хлыстом, бьет по ушам. А ведь установка совсем невелика. Что же будет, когда появится в натуральную величину?

Это оборудование ученые называют демонстратором, но отработка технологии самая настоящая. На ее основе будут производить ревущих монстров с тягой в тысячи раз больше нынешней. Правда, о том, когда это произойдет, экспериментаторы говорят с осторожностью: возможно, опытный образец двигателя появится к 2028 году, ведь сейчас они прокладывают дорогу в неизвестное. Идти по ней — то же самое, что перескочить несколько ступеней в технологиях.

Во-первых, изделие будет работать на экологичном топливе, отмечает проректор по научно-образовательным центрам и комплексным научно-техническим программам ЮУрГУ Сергей Ваулин, — смеси кислорода и водорода. Пока энергетическими компонентами являются этиловый спирт и газообразный кислород, но для сохранения сути эксперимента и экологии такая подмена не важна. Более того, острословы даже шутят по этому поводу, видимо, имея в виду ракеты Вернера фон Брауна: мол, немцы в свое время начинали со шнапса, но у них ничего не получилось.

А самое главное, что сделает новый двигатель по-настоящему футуристическим, — это прорывная идея, позволяющая построить полностью возвращаемую одноступенчатую ракету. Она превзойдет Falcon-9 американского миллиардера-изобретателя Илона Маска, ведь у той приземляется только одна уцелевшая ступень. Поэтому возить грузы на отечественном челноке (а это 7-8 тонн полезной нагрузки) будет куда экономичнее — хоть в дальний космос, хоть на околоземную орбиту.

Читать еще:  Горит epc двигатель не заводится

Или, к примеру, на астероиды, от столкновения с которыми ученые собираются уберечь Землю. Это направление «подсказал» челябинский метеорит: в 2013 году суперболид взорвался высоко в небе, но шуму наделал много. От осколков стекол пострадали более 1600 человек, ударной волной во многих зданиях Челябинска выбило окна и двери. К слову, ЮУрГУ «визит» космического гостя обошелся в 50 миллионов рублей.

Сегодняшние аппараты, говорят изобретатели, не очень-то приспособлены для борьбы с атакой космических скитальцев: один традиционный разгонный блок не в состоянии обеспечить кораблю путь в космос. Существует такая зависимость, поясняет декан аэрокосмического факультета Виктор Федоров: чем выше поднимаются нынешние ракеты, тем больший диаметр сопла должен быть у двигателя, что и достигается сменой ступеней: отработала одна — долой ее, вторая — тоже прочь.

Смысл университетского проекта «Демонстратор» начинаешь понимать, когда энтузиасты показывают на компьютере, чего же в итоге хотят добиться. 16 малых двигателей должны окружить кольцом центральное тело силовой установки, выполненное в виде иглы. Обращенными внутрь соплами они станут «дуть» на нее, и игла начнет разгонять скатывающийся по ней газовый поток, формируя реактивную струю. От высоты полета ракеты будет зависеть лишь поведение этой газовой струи — станет плотнее прижиматься она к центральному телу или, наоборот, отстраняться от него. Но это не потребует многоступенчатости от самой ракеты. Собственно, в том и заключается «фишка» будущего многокамерного маршевого двигателя нового поколения, с виду напоминающего корону.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector