Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое помпаж турбореактивного двигателя

Эта неполадка представляет собой утрату устойчивого течения потока воздуха через турбину. Если вовремя не обнаружить проблему, а также не начать с ней бороться, то может произойти возгорание и разрушение мотора. В таком случае воздушное судно не сможет лететь, следовательно, произойдет трагедия. Спровоцировать эту проблему могут следующие причины:

  1. Если пилот вывел летательный аппарат за пределы траектории, в результате чего на мотор добавились дополнительные нагрузки.
  2. Если повреждены лопасти колеса по причине того, что их эксплуатационный срок окончен.
  3. Если в движок попали какие-то предметы.
  4. Вследствие сильных порывов ветров.
  5. Низкое давление воздуха.

Как мы видим, некоторые проблемы связаны с человеческим фактором, а некоторые обусловлены погодными явлениями, поэтому их трудно предвидеть. Очень важно уметь предупредить эти проблемы, дабы не допустить катастрофы.

Возможные последствия

Вибрация, возникающая при помпаже, способна разрушить двигатель. Кроме того, при возникновении помпажа в двигателе стремительно поднимается температура, на сотни градусов в секунду, поэтому, если не принимаются срочные меры, может произойти возгорание двигателя.

Очень опасно возникновение помпажа на земле, во время разбега самолёта перед взлётом.

Бывают ситуации, когда скорость ещё недостаточна для отрыва, но уже слишком велика, чтобы самолёт успел остановиться в пределах полосы. Катастрофа в этом случае практически неизбежна.

Предупреждение

Чтобы не допустить помпажа, в современных двигателях предусмотрено несколько, обычно три, независимых валов турбины. Поэтому при выходе одного вала из строя, остальные в состоянии обеспечить устойчивую работу двигателя. Компрессоры также имеют конструктивные особенности, позволяющие контролировать направление и давление создаваемого потока.

Антипомпажная автоматика без участия экипажа предотвращает возникновение помпажа, выявляя с помощью датчиков, установленных на всём протяжении воздушного тракта, помпажные явления и мгновенно реагируя изменением подачи топлива и настроек компрессора.

Читать еще:  Двигатель baw 1065 технические характеристики

Помпаж на взлете

В Ярославской области, где накануне разбился Як-42, перевозивший хоккейный клуб «Локомотив», объявлен трехдневный траур. Следствие, не обнаружив на месте аварии следов взрывчатки, исключило версию о теракте. Топливо, которым был заправлен самолет, отправлено на экспертизу, но как считают участники расследования, скорее всего, к ЧП могли привести отказ техники или ошибки, допущенные пилотами.

В четверг на месте катастрофы были найдены тела всех 43 погибших, которые отправили в морг, где будет проводиться опознание. Хоккеист Александр Галимов и борттехник Александр Сизов, которые выжили в аварии, по-прежнему находятся в тяжелом состоянии в больнице, и следователи пока не смогли их опросить. Впрочем, показания потерпевших вряд ли помогут установить картину происшедшего. Гораздо большую надежду представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и СКР возлагают на данные бортовых самописцев, которые сегодня должны извлечь из обломков и отправить на расшифровку в Москву.

«Казалось, что каждый взлет и каждая посадка — это нечто непредсказуемое»

Замглавы Минтранса России Валерий Окулов сообщил, что емкости с топливом, которым был заправлен Як-42, были опечатаны следователями, а образцы керосина уже отправлены на экспертизу. При этом замминистра дал понять, что, очевидно, качество топлива не повлияло на развитие аварийной ситуации. По сведениям “Ъ” из правоохранительных органов, в день трагедии им было заправлено еще несколько самолетов, полеты которых прошли вполне благополучно. По словам господина Окулова, в качестве основных версий рассматриваются отказ техники и так называемый человеческий фактор — ошибки, допущенные пилотами. При этом в СКР отметили, что экспресс-пробы, взятые экспертами на месте катастрофы, показали, что никаких взрывчатых веществ там не было. Соответственно, была исключена и версия о возможном теракте.

«Сейчас идет работа: извлекают останки тел, фрагменты тел, ну, в общем, тут работа кипит»

Исключили специалисты и предположения о том, что к аварии могли привести погодные условия и длина полосы. «Аэропорт Туношна рассчитан на прием тяжелых транспортных самолетов. Полоса длиной 3 тыс. м, и этого хватило бы на то, чтобы “Як” взлетел трижды»,— сказал господин Окулов. По его словам, вполне благополучными были и метеоусловия: «Видимость 10 км, высокая облачность, дул слабый ветер».

Читать еще:  Что такое периодический запуск двигателя

Участники расследования подозревают, что катастрофа произошла из-за сбоя в работе двигателей Як-42. По их версии, скорее всего, самолет никак не мог набрать скорость в 215 км/ч, необходимую для безопасного отрыва от полосы, а тем более 400 км/ч, с которой Як-42 набирает высоту. Именно поэтому он катился по взлетке почти до самого торца ВПП. Учитывая, что машина уже проскочила так называемую точку принятия решения, тормозить экипаж не стал: удержать самолет на полосе все равно бы не удалось, а выскочив за нее, Як-42 с полными баками был обречен. Скорее всего, так и не набрав необходимую скорость, экипаж все-таки решил взлетать с торца ВПП, но после отрыва, как говорят эксперты, самолет «вышел на критический уровень атаки». Это привело к помпажу в двух двигателях.

Мир скорбит по погибшим хоккеистам. Фото

Помпаж — нарушение газодинамической устойчивости работы турбореактивного авиационного двигателя. Сопровождается хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов, задымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией.

Именно помпаж, как считают специалисты, очевидцы катастрофы приняли за взрыв самолета в воздухе. На самом деле, как считают эксперты, Як-42 оставался целым до самого столкновения с землей. Упал же самолет из-за того, что после экстренного взлета и помпажа двигателей ему элементарно не хватило запаса высоты. Кстати, по сведениям из Минтранса, последний плановый ремонт 16 августа на этом Як-42 был связан с заменой правого двигателя.

Предотвращение помпажа

На современных двигателях предусмотрена противопомпажная автоматика, обеспечивающая автоматическое, без участия экипажа, устранение помпажа путём обнаружения помпажных явлений через измерение давления и пульсаций давления на разных участках газовоздушного тракта; кратковременного (на доли секунды) снижения или прерывания подачи топлива, открытия перепускных заслонок и клапанов, включения аппаратуры зажигания двигателя, восстановления подачи топлива и восстановления режима работы двигателя. Устанавливается сигнализация на приборных досках экипажа и производится запись в бортовых регистраторах параметров полета.

Читать еще:  Двигатель c20ne датчик холостого хода

Например, на двигателях Д-36 (двигатель самолётов Ан-72, Ан-74, Як-42), Д-136 (двигатель тяжёлого вертолёта Ми-26), Д-436 (Ан-148, Бе-200) устанавливается сигнализатор помпажа ПС-2-7, по конструкции схожий с вариометром: его контакты замыкаются при большой скорости изменения давления за компрессором и зажигают табло «Помпаж», кроме того, на Ан-72 и Ан-74 режим работы двигателя автоматически снижается до 0,7 номинального, на вертолёте Ми-26 открываются клапаны перепуска воздуха из-за КНД.

На самолёте Ту-22М3 в системе электронного управления двигателями ЭСУД-25 имеется канал АПФ — автоматика помпажа и форсажа, которая в случае появления противотока газов в газовоздушном тракте двигателя (который определяется блоком термопар и штатными датчиками двигателя) автоматически, за время менее 1 с отключает подачу топлива и производит перезапуск двигателя, с зажиганием табло «Помпаж». На взлёте эта автоматика блокируется.

В заключение

Помпаж двигателя может стать довольно серьезной проблемой во время полета. Однако современные достижения в науке и технике позволяют справляться с таким явлением. Сегодня самолеты оснащаются всевозможными сигнализаторами для экипажа, противопожарной автоматикой, системами, которые осуществляют своевременное отключение агрегата и его перезапуск.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector