Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое помповый двигатель

Помпа охлаждения двигателя или водяной насос — это часть системы, которая охлаждает нагретый мотор. Без работоспособности системы или выхода со строя компонентов, моторы перегреваются и приносят много бед своим владельцам.

Водяной насос или помпа системы охлаждения двигателя обеспечивает циркуляцию жидкости через силовой агрегат к охладительным элементам, чем обеспечивает постоянную рабочую температуру внутри конструкции.

Прежде чем приступить непосредственно к разбору основных элементов водяного насоса, стоит понимать общую систему охлаждения движка. Для этого стоит рассмотреть, какие элементы в нее входят, и как проходит процесс циркуляции охлаждающей жидкости:

  • Радиатор.
  • Расширительный бачок.
  • Водяной насос.
  • Термостат.
  • Водяная рубашка внутри двигателя.
  • Комплект патрубков.
  • Сливные краны и заглушки.

К расширенному кругу деталей системы охлаждения двигателя стоит отнести также: радиатор печки и патрубки печки.

Помпа системы охлаждения двигателя проводит циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Таким образом, стоит понимать, что и как любой насос, она состоит из деталей, а именно:

  • Корпус.
  • Крыльчатка.
  • Приводной вал.
  • Подшипник.
  • Уплотнительное кольцо.
  • Пружинка зажимная (на старых моделях отечественных автомобилей).
  • Шкив (на большинстве моделей съемная часть помпы).

Как работает изделие? При помощи приводного ремня, который зацеплен за шкив система приводится в работу. Движение со шкива передается на вал, а затем и на крыльчатку, которая уже и проводит циркуляцию охлаждающей жидкости.

Стоит отметить, что больше обороты коленчатого вала, тем больше греется двигатель, поэтому шкив коленвала спарен при помощи ремня со шкивом водяного насоса.

Таким образом, чем быстрее крутится главный вал силового агрегата, тем большие обороты помпы, а поэтому циркуляция охлаждающей жидкости проводится быстрее. Проще говоря, чем быстрее крутится коленчатый вал, тем быстрее нужно проводить охлаждение, поэтому и спаривают обороты к/вала и помпы.

avtoexperts.ru

Водяная помпа в двигателе служит для создания постоянной принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Устройство

Помпа представляет собой литой корпус, внутри которого расположен вал с жестко закрепленной на нем крыльчаткой. Вал опирается на два подшипника. Для герметичности узла на валу насоса установлен сальник. На конце вала закрепляется шкив для приведения насоса в рабочее состояние.

Расположение

На большинстве двигателей водяной насос расположен в передней части двигателя. При этом насос может быть закреплен неподвижно, а может и служить в качестве натяжки для ремня генератора, например, в двигателях «Opel».

Привод насоса

Вращение вала помпы осуществляется с помощью приводного ремня от коленчатого вала двигателя. При ослаблении натяжки ремня производительность помпы резко падает, что ведет к повышению температуры охлаждающей жидкости (антифриза) и может закончится перегревом двигателя и его заклиниванием. Как следствие подобные ситуации приводят к сложному и дорогостоящему ремонту силовой установки, либо ее замене.

Признаки неисправности водяного насоса:

• Течь охлаждающей жидкости через дренажное отверстие или из-под посадочной поверхности;

• Шум, скрежет, визг при работе помпы;

• Люфт вала насоса;

• Заедание вала при прокручивании;

• Следы коррозии и ржавчины на элементах насоса;

• Износ подшипников или вала помпы;

Причины появления неисправностей

Течь антифриза через отверстие для дренажа является следствием загрязнения охлаждающей жидкости. Требуется выполнить промывку системы и смену жидкости.

Утечка из-под посадочной поверхности вызвана неправильной установкой насоса:

• Несимметричная затяжка корпуса при монтаже;

• Появление кавитационных раковин на теле помпы.

Шум при работе и люфт вала насоса вызван износом подшипников вала или самого вала.

Заедание вала при прокручивании вызвано подклиниванием подшипника.

Коррозия и ржавчина на деталях насоса является следствием грязной охлаждающей жидкости.

Читать еще:  Bmw m54 двигатель характеристики

Преждевременный износ подшипников и вала водяного насоса часто вызван перетяжкой приводного ремня, несоосностью шкивов привода или неисправностью торцевого уплотнения, когда жидкость попадает в подшипники, вымывая заложенную смазку.

При приобретении новой помпы необходимо проверить чистоту вращения вала. Вал должен проворачиваться без заеданий равномерно при полном проворачивании. Если чувствуется заедание в какой –либо точке вращения, это говорит о некачественных подшипниках и от приобретения такого насоса лучше сразу отказаться.

Для поддержания помпы всегда в исправном состоянии рекомендуется периодически проходить диагностику системы охлаждения.

Рекомендуется для продления срока эксплуатации насоса всегда заливать предписанную заводом-изготовителем охлаждающую жидкость и своевременно производить ее замену, согласно регламента техобслуживания автомобиля.

Обычно водяной насос любой машины, в том числе и экскаватора начинает барахлить по двум причинам: уплотнители вала начинают течь или крыльчатка внутри изнашивается (ломаются или разрушаются лопасти в основном у насосов с пластиковой крыльчаткой).
Если течет водяная помпа, то вся охлаждающая система теряет жидкость. И чем больше теряет, тем сильнее перегревается двигатель.

В приводе все в порядке, но индикатор температуры уже загорелся?

Выключите двигатель немедленно, дабы избежать его серьезных повреждений и начните проверять всю систему охлаждения двигателя экскаватора. И радиатор, и шланги, и насос, и мотор – все должно быть проверено на наличие возможной утечки.

Причина 1 — разгерметизация водяного насоса

Уплотнители вала водяного насоса созданы для предотвращения потери охлаждающей жидкости. Износ же уплотнительных прокладок вызывается и ржавчиной, и осадком, и любым другим загрязняющим веществом, которые циркулирует в системе вместе с охлаждающей жидкостью. Кроме того, постоянные нагрузки на уплотнители вала насоса двигателя от приводных ремней, системы вентиляции и прочих запчастей также способны приводить их в негодность.

Конечно, у большинства оригинальных водяных насосов двигателя экскаватора заявлен срок эксплуатации в 160 000 км. Однако на практике в большинстве случаев они сходят с дистанции значительно раньше, когда данный показатель не превышает 100 000 км. Поэтому, если шумит подшипник, или у вала насоса возникают колебания – лучше поменять водяную помпу в ближайшее время.

Причина 2 — износ запчастей водяного насоса

Иногда водяные насосы выходят из строя из-за сильной коррозии лопастей крыльчатки или расшатывания рабочего колеса, или из-за поломки вала от усталости металла.

Поэтому все чаще используют пластиковые крыльчатки, которые повышают эффективность охлаждения и уменьшают уровень кавитации. Однако, следует помнить, что если охлаждающая жидкость сильно загрязнена, пластик будет изнашиваться быстрее металла. Нет, конечно утечки не будет. Нарушиться лишь циркуляция, в результате чего обеспечение нормального температурного режима двигателя будет под вопросом.

Для проверки уровня загрязненности охлаждающей жидкости, необходимо выдавить верхний шланг радиатора при горячем двигателе на холостом ходу. Если вы не чувствуете потока, значит загрязненность есть, насос работает плохо и его необходимо заменить.

Ниже приведена таблица возможных неисправностей различных деталей помпы двигателя экскаватора. С ее помощью можно легко провести диагностику деталей насоса и быстро устранить причину неполадки.

Таблица неисправностей водяной помпы экскаватора

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Читать еще:  Бензиновый двигатель принцип его работы

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Основная причина поломок

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Читать еще:  Эл двигатель 30квт характеристики

Как проверить работу помпы

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Сферы применения

Высокой популярностью мотопомпы пожарные пользуются как у представителей коммунальных служб, владельцев сельскохозяйственных и строительных компаний, так и у собственников дач и частных домов. К наиболее распространенным задачам, которые позволяет эффективно решать пожарная мотопомпа, относятся:

  • устранение очагов возгорания;
  • ликвидация последствий наводнений и паводковых ситуаций;
  • устранение последствий аварий в водопроводных и канализационных системах;
  • организация полива растений;
  • откачивание воды из затопленных подвальных помещений и погребов;
  • осушение строительных котлованов и траншей;
  • откачивание воды из естественных и искусственных водоемов, подземных и наземных резервуаров;
  • промывка скважин и шахт колодцев перед началом их использования или после длительной эксплуатации.

Современные пожарные мотопомпы ничуть не уступают гражданскому оборудованию по оснащению и часто превосходят его по надежности

Если говорить об узкоспециализированных сферах применения пожарных мотопомп, то сюда относятся откачивание воды из трюмов кораблей, пещер, гротов, а также резервуаров любого другого назначения.

Резюмируем все сказанное выше. Пожарная мотопомпа может быть успешно использована во всех ситуациях, когда необходимо оперативно организовать откачивание воды или тушение очагов возгораний.

Можно и нужно ли делать мотопомпу своими руками

Важно! Насосное оборудование относится к разряду достаточно технологичных изделий, которые требуют заводского изготовления деталей и точной сборки. Изготовление мотопомпы своими руками в кустарных условиях от начала и до конца едва ли следует считать доступной задачей.

Некоторые умельцы сообщают, что для перекачки воды оснащают мотором поршневые насосы, изготовленные из пневматических велосипедных насосов или кусков водопроводных труб. Нет сомнений, что если и удастся запустить мотопомпу подобной конструкции, то прослужит она недолго, да и эффективность работы мотора из-за плохой подгонки элементов насоса будет на крайне низком уровне.

Заниматься постоянной разборкой и сборкой узлов в попытках достичь приемлемого результата – не самое благодарное занятие. Надо ли тратить на это свои силы и время? Стоимость небольших водяных мотопомп бытового класса вполне позволяет приобрести долговечный и производительный агрегат для своего хозяйства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector