Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое сопротивление изоляции двигателя

ПУЭ Раздел 1 => 2. измерение сопротивления изоляции.. 3. испытание повышенным напряжением промышленной частоты.. Таблица 1.8.10.

2. Измерение сопротивления изоляции.

Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.10.

У синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт производится измерение сопротивления изоляции ротора мегаомметром на напряжение 1000 В. Измеренное значение сопротивления должно быть не ниже 0,2 МОм.

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.

Производится на полностью собранном электродвигателе.

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.

Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.11. Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.

Таблица 1.8.10

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (табл. 1.8.9, пп. 3, 4)

Температура обмотки, °С

Сопротивление изоляции R60«, МОм, при номинальном напряжении обмотки, кВ

Таблица 1.8.11

Испытательные напряжения промышленной частоты

для обмоток электродвигателей переменного тока

Мощность электродвигателя, кВт

Номинальное напряжение электродвигателя, кВ

Испытательное напряжение, кВ

1 . Обмотка статора

От 1,0 и до 1000

От 1000 и более

До 3,3 включительно

От 1000 и более

Свыше 3,3 до 6,6 включительно

От 1000 и более

2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения, замкнутой на резистор или источник питания.

8-кратное Uном системы возбуждения,

3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором.

4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей.

5. Реостаты и пускорегулирующие резисторы.

*Uр напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре.

4. Измерение сопротивления постоянному току.

Измерение производится при практически холодном состоянии машины.

а) Обмотки статора и ротора*

* Сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором.

Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше. Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2 %.

б) Реостаты и пускорегулировочные резисторы

Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

Значения сопротивления не должны отличаться от исходных значений более чем на 10 %.

5. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом.

Продолжительность проверки не менее 1 часа.

6. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. Проверяется тепловое и вибрационное состояние двигателя.

1.8.16. Силовые трансформаторы, автотрансформаторы, масляные реакторы и заземляющие дугогасящие реакторы (дугогасящие катушки)

Маслонаполненные трансформаторы мощностью до 630 кВА испытываются по пп. 1, 2 (только сопротивление изоляции), 11-14.

Маслонаполненные трансформаторы мощностью до 1,6 МВ·А испытываются по пп. 1, 2, 4, 9, 11-14.

Маслонаполненные трансформаторы мощностью более 1,6 МВ·А, а также трансформаторы собственных нужд электростанций независимо от мощности испытываются в полном объеме, предусмотренном настоящим параграфом.

Сухие и заполненные негорючим жидким диэлектриком трансформаторы всех мощностей испытываются по пп. 1-7, 12, 14.

1. Определение условий включения трансформаторов.

Следует производить в соответствии с указаниями завода-изготовителя.

2. Измерение характеристик изоляции.

Для трансформаторов напряжением до 35 кВ включительно мощностью до 10 МВ·А и дугогасящих реакторов сопротивление изоляции обмоток должно быть не ниже следующих значений:

Сопротивление изоляции сухих трансформаторов при температуре 20-30°С должно быть для обмоток с номинальным напряжением:

-до 1 кВ включительно — не менее 100 МОм;

— более 1 кВ до 6 кВ — не менее 300 МОм;

— более 6 кВ — не менее 500 МОм.

Для остальных трансформаторов сопротивление изоляции, приведенное к температуре измерений на заводе-изготовителе, должно составлять не менее 50 % исходного значения.

Значения тангенса угла диэлектрических потерь (tg d), приведенные к температуре измерений на заводе-изготовителе, не должны отличаться от исходных значений в сторону ухудшения более чем на 50 %.

Измерение сопротивления изоляции и tg d должно производиться при температуре обмоток не ниже:

10 °С — у трансформаторов напряжением до 150 кВ;

20 °С — у трансформаторов напряжением 220-750 кВ.

Измерение tg d трансформаторов мощностью до 1600 кВА не обязательно.

Измерение сопротивления изоляции доступных стяжных шпилек, бандажей, полубандажей ярем и прессующих колец относительно активной стали и электростатических экранов, относительно обмоток и магнитопровода производится в случае осмотра активной части. Измеренные значения должны быть не менее 2 МОм, а изоляции ярмовых балок не менее 0,5 МОм. Измерения производятся мегаомметром на напряжение 1000 В.

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты:

а) изоляции обмоток вместе с вводами. Испытательные напряжения приведены в табл. 1.8.12. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

Читать еще:  Ваз 2199 неисправности двигателя

Испытание повышенным напряжением промышленной частоты изоляции обмоток маслонаполненных трансформаторов не обязательно.

Испытание повышенным напряжением промышленной частоты изоляции обмоток сухих трансформаторов обязательно и производится по нормам табл. 1.8.12 для аппаратов с облегченной изоляцией.

Импортные трансформаторы разрешается испытывать напряжениями, указанными в табл. 1.8.12, лишь в тех случаях, если они не превышают напряжения, которым данный трансформатор был испытан на заводе.

Испытательное напряжение заземляющих реакторов на напряжение до 35 кВ аналогично приведенным для трансформаторов соответствующего класса;

б) изоляции доступных стяжных шпилек, прессующих колец и ярмовых балок. Испытание следует производить в случае осмотра активной части. Испытательное напряжение 1 кВ. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

Таблица 1.8.12

Испытательное напряжение промышленной частоты внутренней изоляции силовых маслонаполненных трансформаторов и реакторов с нормальной изоляцией и трансформаторов с облегченной изоляцией (сухих и маслонаполненных)

Класс напряжения обмотки, кВ

Испытательное напряжение по отношению к корпусу и другим обмоткам, кВ, для изоляции

Нормы сопротивления изоляции электрических машин

В ПУЭ (правилах устройства электроустановок) регламентируется сопротивление изоляции электродвигателей в зависимости от конструкции и мощности аппарата.

Допустимое сопротивление при испытании изоляции асинхронных электромашин

При измерении изоляции асинхронных двигателей соединение обмоток статора «звезда» или «треугольник» необходимо разобрать и проверить каждую из катушек относительно корпуса и между собой. Испытания проводятся при температуре машины 10-30°С.

Сопротивление изоляции должно быть:

  • в статоре не менее 0,5мОм;
  • в фазном роторе не менее 0,2мОм;
  • минимальное сопротивление изоляции термодатчиков не нормируется.

Для того чтобы не использовать справочник, обычно допустимое сопротивление считается 1мОм. Меньшие значения говорят о незначительных нарушениях, которые со временем приведут к выходу электромашины из строя.

Важно! Для того чтобы избежать такой ситуации аппарат целесообразно отправить на специализированное предприятие для проведения среднего ремонта.

Изоляция двигателей постоянного тока

Для проверки изоляции в машинах постоянного тока необходимо вынуть щётки из щёткодержателей или подложить под них изоляционный материал.

Измерение проводится между разными частями схемы электромашины:

  • обмотками возбуждения и коллектором якоря;
  • щёткодержателем и корпусом аппарата;
  • коллектором якоря и корпусом;
  • обмотками возбуждения и корпусом электромашины.

Важно! Если есть возможность, то катушки обмотки возбуждения отключаются друг от друга и проверяются по отдельности.

Минимально допустимое сопротивление изоляции зависит от температуры и номинального напряжения электромашины. При 20°С она составляет:

  • 220В — 1,85мОм;
  • 440В — 3,7мОм;
  • 660В — 5,45мОм.

Кроме обмоток и якоря измеряется сопротивление бандажей обмоток возбуждения и якоря. Оно проверяется между самим бандажом и корпусом, а также закрепляемой им обмоткой. Оно не должно быть менее 0,5мОм.

Как провести измерение сопротивления изоляции электродвигателей?

Чтобы осуществить данную работу, вам стоит использовать качественный мегомметр – прибор, предназначенный для получения очень больших показателей сопротивления, выражающихся в миллионах Ом. Необходимо заметить, что в домашних условиях вы вполне можете использовать бытовое устройство, однако результативность подобного решения будет минимальной – использовать полученные показатели можно только для собственных целей. Для получения официальных документов стоит вызывать специалистов электролаборатории, которые осуществляют измерение сопротивления изоляции асинхронного двигателя с помощью сертифицированных мегомметров, прошедших официальную поверку.

Непосредственно измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя не вызывает никаких сложностей – для этого необходимо только найти соответствующие выводы обмоток и установить на них контакты используемого приспособления. Если вы все сделаете правильно, заряд пройдет последовательно сквозь все слои изоляции и вы получите достоверный показатель. Стоит помнить, что проверка сопротивления изоляции электродвигателя не предполагает разделение защиты на отдельные уровни – оценивается вся толщина кожуха безопасности.

Измерение — омическое сопротивление — обмотка

Измерение — омическое сопротивление — обмотка

В комплекс послеремонт-ных испытаний большинства контакторов обычно входят проверка сопротивления изоляции, измерение омического сопротивления обмотки катушки электромагнита и определение четкости срабатывания контактора при снижении напряжения. [16]

В комплекс послеремонтных испытаний большинства контакторов обычно входят проверка сопротивления изоляции, измерение омического сопротивления обмотки катушки электромагнита и определение четкости срабатывания контактора при снижении напряжения. [18]

В комплекс послеремонтных испытаний большинства контакторов обычно входят проверка сопротивления Изоляции, измерение омического сопротивления обмотки катушки электромагнита и определения — четкости срабатывания контактора при снижении напряжения. [19]

Если между окончанием монтажа и включением трансформатора прошло более трех месяцев, нужно провести следующие проверки — отбор масла на сокращенный анализ и tg6 при температуре масла не ниже 5 С, измерение сопротивления изоляции ( Reo, 15) и tgS всех обмоток, измерение омических сопротивлений обмоток в рабочем положении переключателей. [20]

Асинхронные двигатели мощностью до 100 кет при напряжении до 500 s проходят следующие испытания: а) внешний осмотр, б) измерение сопротивления изоляции между фазами и относительно корпуса, в) испытание электрической прочности изоляции, г) испытание витковой изоляции, д) измерение омического сопротивления обмотки и е) опыт холостого хода. [21]

При этом производятся: внешний осмотр генератора, коммутационной и вспомогательной электроаппаратуры и кабелей распределительного устройства электростанции; измерения сопротивления изоляции обмоток генератора, возбудителя и кабелей; проверка положения и осмотр вала генератора и возбудителя; проверка зазоров в подшипниках и затяжки гаек крепления подшипников; проверка зазоров междужелезного пространства генератора и возбудителя; измерение сопротивления изоляции коммутационной аппаратуры и измерительных трансформаторов и опробование трехкратным включением и отключением на рабочее напряжение; проверка взаимного положения ротора и статора в аксиальном положении, а также центровки генератора с двигателем; проверка схемы первичной и вторичной коммутации; проверка защиты и автомата гашения поля; проверка состояния измерительных приборов, их опробование на щитах; проверка аппаратуры синхронизации и регулирования напряжения; испытание электрической прочности изоляции обмоток генератора, кабелей и распределительного устройства 6 и 10 кВ; измерение сопротивления рабочего и защитного заземления; проверка фа-зировки генераторов и присоединенных к ним трансформаторов и сетей; измерение омического сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителя; опробование генератора и возбудителя при совместной работе на холостом ходу и при нагрузке; опробование генератора при работе в течение 72 ч с номинальной нагрузкой, с контролем нагрева его обмоток и железа; снятие характеристик холостого хода и короткого замыкания генератора. [22]

Читать еще:  Акцент давление в цилиндре двигателя

После монтажа производятся: 1) внешний осмотр генератора, коммутационной и вспомогательной электроаппаратуры и кабелей распределительного устройства электростанции / 2) измерение сопротивления изоляции обмоток генератора, возбудителя и кабелей; 3) проверка положения и осмотр вала генератора и возбудителя, проверка зазоров в подшипниках и затяжки гаек крепления подшипников; 4) проверка зазоров междужелезного пространства генератора и возбудителя; 5) измерение сопротивления изоляции коммутационной аппаратуры и измерительных трансформаторов и опробование трехкратным включением и отключением на рабочее напряжение; 6) проверка взаимного положения ротора и статора в аксиальном направлении, а также центровки генератора с двигателем 6ГЧ; 7) проверка схемы первичной и вторичной коммутации; 8) проверка настройки защиты и автомата гашения поля; 9) проверка пломбы и состояния измерительных приборов, их опробование в работе на щитах; 10) проверка аппаратуры синхронизации и регулирования напряжения; 11) испытание электрической прочности изоляции обмоток генератора, кабелей и распределительного устройства 6 и 10 кв; 12) измерение сопротивления рабочего и защитного заземлений; 13) проверка фазировки генератора и присоединенных силовых трансформаторов и сетей; 14) измерение омического сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителя; 15) опробование, генератора и возбудителя при совместной работе на холостом ходу и при нагрузке; 16) опробование генератора при работе в течение 72 ч с номинальной нагрузкой, с одновременным контролем нагрева его обмоток и железа; 17) снятие характеристик холостого хода и короткого замыкания генератора. [23]

На московском заводе Динамо создана и применяется автоматическая линия испытания электродвигателей переменного тока. Машины испытывают на конвейере, при этом электродвигатель последовательно проходит все требуемые операции по технологии испытаний, как-то: измерение омических сопротивлений обмоток статора и фазового ротора, измерение сопротивлений изоляции, коэффициента трансформации, потерь холостого хода и пр. Особенностью этих испытаний является то, что измеряются не абсолютные величины электрических параметров, а только отклонение от номинальных данных в процентах. Это позволяет значительно упростить измерительную аппаратуру и сам процесс испытания всех типов электродвигателей. [24]

Средний ремонт электродвигателей выполняется после 5000 — н6000 ч работы агрегата без демонтажа последнего. Он включает в себя следующий объем работ: полный объем планового осмотра и текущего ремонта; чистку электродвигателя с его полной разборкой и выемкой ротора; обработку поверхности обмоток пропиточным лаком; окраску лаком железа статора; очистку и обточку контактных колец машин с фазным ротором и коллекторов возбудителей; измерение зазоров между статором и ротором; измерение омического сопротивления обмоток статора; измерение увлажненности обмоток статора и при необходимости их сушку; испытание изоляции обмоток статора мегомметром и повышенным напряжением; испытание электродвигателя на холостом ходу; проверку сопротивления растеканию заземляющего устройства. Нормальное сопротивление растекания должно быть не более 4 ом. [25]

В случае невозможности изготовления катушек указанным выше способом во избежание увеличения их перегрева заводы-изготовители, пропитывающие катушки специальным компаундом под вакуумом и давлением, рекомендуют увели-личивать диаметр провода до следующего большего по стандарту, сохраняя число витков, а не омическое сопротивление. На всех катушках, имеющих отклонение от данных завода-изготовителя, обязательно должна быть надпись Замена. Новые катушки должны подвергаться на испытательной станции электроремонтного цеха следующим испытаниям: измерению омического сопротивления обмотки и сопротивления изоляции, испытанию изоляции от корпуса повышенным напряжением и изоляции витков, проверке числа витков. Образцы катушек, имеющих отклонение отданных завода-изготовителя, кроме того, должны испытываться на нагревание и достаточность тягового усилия. [26]

Измерение сопротивления изоляции кабеля

Часто требуется измерить сопротивление изоляции кабеля или провода. Если вы умеете пользоваться мегаомметром, при проверке одножильного кабеля это займет не более минуты, с многожильными придется возиться дольше. Точное время зависит от количества жил — придется проверять каждую.

Тестовое напряжение выбираете в зависимости от того, в сети с каким напряжением будет работать провод. Если вы планируете его использовать для проводки на 250 или 380 В, можно выставить 1000 В (смотрите таблицу).

Проверка трехжильного кабеля — можно не скручивать, а перемерять все пары

Читать еще:  Volkswagen passat какой двигатель выбрать

Для проверки сопротивления изоляции одножильного кабеля, один щуп цепляем на жилу, второй — на броню, подаем напряжение. Если брони нет, второй щуп крепим к «земляной» клемме и тоже подаем тестовое напряжение. Смотрим на показания. Если стрелка показывает больше 0,5 МОм, все в норме, провод можно использовать. Если меньше — изоляция пробита и его применять нельзя.

Можно проверить многожильный кабель. Тестирование проводится для каждой жилы отдельно. При этом все остальные проводники скручиваются в один жгут. Если при этом надо проверить еще и пробой на «землю», в общий жгут добавляется еще и провод, подключенный к соответствующей шине.

Если у кабеля имеется экран, металлическая оболочка или броня, они тоже добавляется в жгут. При образовании жгута важно обеспечит хороший контакт.

Примерно так же происходит измерение сопротивления изоляции розеточных групп. Из розеток выключают все приборы, отключают питание на щитке. Один щуп устанавливают на клемму заземления, второй — в одну из фаз. Тестовое напряжение — 1000 В (по таблице). Включаем, проверяем. Если измеренное сопротивление больше 0,5 МОм, проводка в норме. Повторяем со второй жилой.

Если электропроводка старого образца — есть только фаза и ноль, тестирование проводят между двумя проводниками. Параметры аналогичны.

Если двигатель не запускается сразу после прибытия, важно защитить его от внешних факторов, таких как влажность, высокая температура и загрязнения, чтобы избежать повреждения изоляции. Перед тем, как двигатель будет введен в эксплуатацию после длительного хранения, вам необходимо измерить сопротивление изоляции обмоток.

Как измерить сопротивление изоляции двигателя (фото кредит: elecls.cc.oita-u.ac.jp)

Если двигатель хранится в месте с высокой влажностью, необходим периодический осмотр .

Практически невозможно определить правила для фактического минимального значения сопротивления изоляции двигателя, поскольку сопротивление изменяется в зависимости от метода конструкции, состояния используемого изоляционного материала, номинального напряжения, размера и типа. Фактически, для определения того, готов ли двигатель к работе или нет, требуется многолетний опыт.

Общее правило большого пальца составляет 10 Megohm или больше.

Значение сопротивления изоляцииУровень изоляции
2 мегафона или менееПлохо
2-5 мегатомовкритический
5-10 Megohmненормальный
10-50 MegohmХорошо
50-100 MegohmОтлично
100 Megohm или большеОтлично

Измерение сопротивления изоляции осуществляется с помощью мегомметра — омметра с высоким сопротивлением. Вот как работает тест: постоянное напряжение 500 или 1000 В подается между обмотками и землей двигателя.

Испытание изоляции на землю двигателя

Во время измерения и сразу после этого некоторые из терминалов переносят опасные напряжения и НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДКЛЮЧЕНЫ .

Теперь в этой связи стоит упомянуть три момента: сопротивление изоляции, измерение и проверка.

1. Сопротивление изоляции

  • Минимальное сопротивление изоляции новых, очищенных или отремонтированных обмоток по отношению к земле составляет 10 Megohm или более .
  • Минимальное сопротивление изоляции, R, рассчитывается путем умножения номинального напряжения U n с постоянным коэффициентом 0, 5 Megohm / kV .
    Например: Если номинальное напряжение составляет 690 В = 0, 69 кВ, минимальное сопротивление изоляции составляет: 0, 69 кВ х 0, 5 Мегом / кВ = 0, 35 мегатома

2. Измерение

  • Минимальное сопротивление изоляции обмотки к земле измеряется при напряжении 500 В постоянного тока . Температура обмотки должна составлять 25 ° C ± 15 ° C.
  • Максимальное сопротивление изоляции следует измерять с помощью 500 В постоянного тока с обмотками при рабочей температуре 80-120 ° С в зависимости от типа и эффективности двигателя.

3. Проверка

  • Если сопротивление изоляции нового, очищенного или отремонтированного двигателя, который был сохранен в течение некоторого времени, меньше 10 МОм, причиной может быть то, что обмотки влажные и их необходимо высушить.
  • Если двигатель работает в течение длительного периода времени, минимальное сопротивление изоляции может упасть до критического уровня . Пока измеренное значение не опускается ниже расчетного значения минимального сопротивления изоляции, двигатель может продолжать работать.
    Однако, если он опускается ниже этого предела, двигатель должен быть немедленно остановлен, чтобы избежать травм людей из-за высокого напряжения утечки.

Ссылка: Grudfos — Motor Book

Периодичность проведения измерений

Периодичность измерения сопротивления изоляции точно обозначена в ПТЭЭП в приложении №3. Проверка электропроводки на особо опасных объектах проводится не реже чем 1 раз в год. Во всех остальных случаях измерения сопротивления осуществляются раз в три года. Электрооборудование (сварочные аппараты, переносное оборудование и т.п.) проверяется раз в полгода.

В тех случаях, когда эти сроки не соблюдаются, вырастает вероятность возникновения аварийных ситуаций, которые опасны не только для самого оборудования, но и для жизни людей, работающих за ним.

Инженерный центр «ПрофЭнергия» имеет все необходимые инструменты для качественного проведения замера сопротивления изоляции, слаженный коллектив профессионалов и лицензии, которые дают право осуществлять все необходимые испытания и замеры. Оставив выбор на электролаборатории «ПрофЭнергия» вы выбираете надежную и качествунную работу своего оборудования!

Если хотите заказать замер сопротивления изоляции или задать вопрос, звоните по телефону: +7 (495) 181-50-34 .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector