Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое трамблер в двигателе

Трамблер: что это такое в машине

Система зажигания современных автомобилей с бензиновым двигателем представляет собой сложный высокоточный комплекс, состоящий из различных элементов, каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Одним их ключевых компонентов этой системы является трамблер. Именно благодаря ему свечи в необходимый момент создают искру, от которой воспламеняется топливно-воздушная смесь. При возникновении неполадок в работе трамблера эффективность работы двигателя снижается, более того — двигатель может вообще не работать.

УЗСК и УОЗ: что это такое

УЗСК – это угол – параметр, указывающий временной промежуток контактного замыкания. Подразумевает он энергию, которая накапливается в катушке, после формирования искры.

От УЗСК зависти количество энергии, подающейся для формирования искры в трамблере.

Если параметр будет недостаточным, остаточной энергии не хватит для нормального функционирования ДВС. Последний начнет сбоить и терять в динамике. Трамблер с незначительной дистанцией между контактами ежеминутно станет только усугублять ситуацию – катушка не будет полностью заряжаться.

Чтобы настроить УЗСК, требуется скорректировать распределительное устройство. Примечательно, что для отдельной модели системы зажигания формат может носить собственный, индивидуальный характер. Другими словами, не существует каких бы ни было оптимальных данных.

За момент воспламенения отвечает УОЗ. Ошибочно считается, что горючая смесь мгновенно сжигается. Но, чтобы вся система функционировала как часы, момент сгорания выставляется раньше, чем происходит повышение поршня до ВМТ.

Данная величина, конечно же, регулярно изменяется и в большинстве случаях зависит от функционирования силовой установки, параметров и нагрузки. Качество горючего тоже имеет немаловажное значение, ведь чтобы смесь сгорала не мгновенно, существует ЦНТР-регулятор.

Смотрите также видео про трамблер

Принцип работы

Принцип работы трамблера в разных автомобилях может отличаться. В качестве примера возьмём всю ту же линейку автомобилей ВАЗ. Трамблер связан с коленчатым валом. Процесс их кооперации осуществляется за счёт поршней, которые оказываются в самой верхней точке своей траектории. При этом контакты прерывателя размыкаются. Результатом данного действия становится появление высокого напряжения. Оно направляется через бегунок на свечу нужного цилиндра.

Именно в цилиндре топливная смесь сгорает. Созданная взрывная энергия вскоре превращается в механическую и приводит в действие всю систему. При этом коленчатый вал не прекращает вращения.

Движения коленвала воздействуют на кулачок трамблера. Главное достоинство данного устройства заключается в том, что как только поршень занимает ВМТ в другом цилиндре, процесс повторяется. В катушке генерируется напряжение, чтобы потом поступить на свечу.

В результате совместного вращения этих трёх элементов и появляется искра, достаточная для того, чтобы воспламенить топливно-воздушную смесь. Главное достоинство трамблера заключается в том, что он может обеспечить появление искры в нужное время в нужном месте.

Данный параметр указывает на время замыкания контактов устройства трамблера. Если смотреть в саму суть термина, то становится ясно, что он характеризует энергию, накопленную в катушке, после того как искра сформирована.

Если расстояние между контактами будет недостаточным — накопленной энергии не хватит. В результате двигатель начнёт сбоить. С каждым разом время разрыва будет всё больше уменьшаться, а катушка никогда не зарядится полностью.

Иногда чтобы добиться идеального УЗСК, нужно отрегулировать устройство трамблера. Дело в том, что для каждой системы зажигания данный параметр носит индивидуальный характер. Проще говоря, оптимальной цифры для всех устройств не существует.

Данный термин напрямую затрагивает момент воспламенения топливно-воздушной смеси. Принято считать, что ТВС сгорает моментально. Но это не так. Чтобы вся система работала как часы — сгорание происходит раньше, чем поршень дойдёт до самой высокой точки.

Эта величина постоянно меняется и во многом зависит от того, как работает мотор, какова нагрузка и другие параметры. Особую роль играет качество топлива. Чтобы топливно-воздушная смесь сгорала при оптимальном временном промежутке, существует центробежный регулятор. Это важная часть трамблера, без которой его полноценное функционирование невозможно.

Из чего состоит трамблер

Такое устройство, как трамблер, включает в свой состав большое число разнообразных деталей. Рассматривать их назначение не входит в задачу данного материала, но ознакомиться, из каких узлов состоит трамблер, можно на приведенном ниже рисунке


Как видно из рисунка, трамблер состоит из нескольких самостоятельных узлов. И если назначение и принцип работы узла распределителя напряжения просты и понятны, то с работой других можно ознакомиться более подробно. Тем не менее, проверить, в каком состоянии находится высоковольтный распределитель и бегунок, желательно при каждом обслуживании авто.

Центробежный регулятор

Такое устройство определяет момент начала сгорания ТВС в цилиндрах двигателя. Как уже отмечалось, изначально искра появляется, когда поршень занимает положение ВМТ, именно под этот момент и настраивается первоначально трамблер. Однако необходимо учесть два момента:

  • Сгорание ТВС происходит с постоянной скоростью, начинаясь от свечи и затем распространяясь дальше по объему цилиндра. Горение происходит не мгновенно, а наибольшая эффективность работы бензинового ДВС достигается, когда поршень миновал ВМТ и пошел к НМТ (нижней мертвой точке).
  • При работе мотора число оборотов коленвала меняется, его увеличение уменьшает время, необходимое на эффективное сгорание ТВС.
Читать еще:  Что такое одноцилиндровый четырехтактный двигатель

Для устранения этого противоречия и вводится понятие УОЗ, что подразумевает начало сгорания топлива до достижения ВМТ поршнем. Устройство, обеспечивающее формирование УОЗ – центробежный регулятор, показано на рисунке, он состоит из грузиков, соединенных пружинами, и пластины.

Его принцип работы основан на центробежной силе, увеличение оборотов коленвала вызывает расхождение грузиков, а через пластину – изменение положения кулачка и бегунка. Из-за этого размыкание контактов будет происходить раньше, а также вызовет более раннее появление высокого напряжения и искры. Воспламенение ТВС произойдет при положении поршня, не достигнувшем ВМТ, чем будет обеспечено эффективное его сгорание.

Подобную регулировку момента воспламенения ТВС имеет трамблер от разных производителей, в том числе и в автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108.

Вакуумный регулятор

Подобное устройство предназначено для изменения УОЗ при изменении нагрузки мотора, определяемой положением дроссельной заслонки. Как это осуществляется, поможет понять рисунок:

Вакуумный регулятор является замкнутой полостью, разделенной диафрагмой. Одна из полостей соединена с карбюратором. Создаваемое в нем разрежение, зависящее от положения дроссельной заслонки, заставляет перемещаться диафрагму. Изменение ее положения через тягу передается на подвижный диск, что сказывается на положении кулачков прерывателя, корректирует время его срабатывания (раньше или позже), и соответственно, время воспламенения ТВС.

Таким образом, трамблер в зависимости от нагрузки на мотор, изменяет момент искрообразования, влияя на характеристики двигателя. Такая регулировка присутствует во всех автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, а совместная работа описанных регуляторов, способна обеспечить эффективную работу мотора во всем диапазоне нагрузок и числа оборотов коленвала.

Октан-корректор

Это устройство позволяет механически изменять УОЗ в зависимости от используемого топлива (октанового числа) или его качества. Увидеть корректор можно на приведенном рисунке.

Фактически, это две пластинки, одна установлена на трамблер и имеет стрелку, другая крепится на двигатель, и на ней нанесены риски. Меняя их положение по отношению между собой, можно механически установить нужный угол зажигания. Требуется это главным образом при использовании разных сортов бензина.

Конструкция трамблера

Схема трамблера предполагает наличие таких элементов, как:

  • прерыватель тока с низким напряжением;
  • распределитель тока с высоким напряжением;
  • центробежный регулятор опережения зажигания;
  • вакуумный регулятор опережения зажигания.

Схема трамблера построена для того, чтобы в определенный момент прерыватель размыкал первичную цепь зажигания, в результате чего создается ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Через распределитель, этот ток передается на свечи в определенных цилиндрах. Регуляторы автоматически корректируют момент опережения зажигания, который зависит от текущего режима работы мотора.

Прерыватель трамблера является электромеханической деталью и состоит из следующих частей:

  • вал;
  • подвижная контактная пластина;
  • подвижная контактная пластина;
  • конденсатор;
  • корпус.

Вал прерывателя состоит из двух основных частей. На одной из них в зависимости от типа прерывателя устанавливаются кулачки, по числу равные количеству цилиндров в двигателе. Такое устройство трамблера не является слишком надежным, поскольку большое количество контактов, а также наличие подвижных частей приводят к регулярным проблемам с данным узлом.

Устройство трамблера, а также его применение в целом, являются устаревшими с точки зрения современного электрооборудования, однако в нашей стране карбюраторных двигателей все еще очень много, поэтому проблема работоспособности данного узла на данный момент актуальна.

Что касается того, где находится трамблер в автомобиле, то чаще всего его можно найти под капотом рядом с двигателем, возле ГБЦ или на ней. Хотя точная локализация узла зависит исключительно от модели машины.

Почему появляется масло в трамблере, что делать, чтобы это устранить?

  • Почему появляется масло в трамблере, что делать, чтобы это устранить?
  • Назначение трамблера и его конструкция
  • Почему масло попадает в трамблер?
  • Ремонт трамблера, пошаговая инструкция
  • Трамблер, нюансы сборки
  • Регулировка зажигания, некоторые моменты

Автомобильный двигатель – достаточно сложное устройство, и для его полноценного функционирования необходима слаженность всех деталей и механизмов. Так, к примеру, одним из важных элементов бензиновых агрегатов является прерыватель-распределитель или просто – трамблер.

  • Назначение трамблера и его конструкция
  • Почему масло попадает в трамблер?
  • Ремонт трамблера, пошаговая инструкция
  • Трамблер, нюансы сборки
  • Регулировка зажигания, некоторые моменты

Назначение трамблера и его конструкция

Не секрет, что нормальная работа силовой установки напрямую зависит от своевременного образования искры. Трамблер – это как раз тот важный элемент, который отвечает за ее появление в нужный момент, то есть тогда, когда поршень достиг ВМТ. Проще говоря, без прерывателя-распределителя большинство бензиновых ДВС не смогут работать.

Если оценивать роль трамблера в работе зажигания, то стоит отметить, что он:

— провоцирует появление искры посредством разрыва контактов прерывателя (в современных моделях транспортных средств для этого применяется датчик Холла);

— направляет высокое напряжение, сформированное в катушке зажигания, на нужную свечу;

Читать еще:  Что такое тормозить двигателем автомобиль

— меняет начало момента образования искры в соответствии с режимом движения и используемым топливом (для этого устанавливаются вакуумный и центробежный регуляторы);

— отвечает за накопление и разряд энергии в бобине.

К основным составляющим элементам устройства относят:

привод распределителя (ротор, который представлен в виде шлицевого валика, входящего в сцепление с шестерней распредвала или специального промвала, что зависит от устройства силового агрегата);

катушку зажигания с двойной обмоткой;

прерыватель – содержит в себе кулачковую муфту, группу контактов и центробежную муфту;

распределитель – представлен в виде бегунка, прикрепленного на валу привода сцепления, который вращается вместе с ним;

крышку трамблера (именно от нее к каждой из свечей отходят высоковольтные провода).

Кроме того, неотъемлемыми составляющими устройства трамблера (в частности, и на автомобилях группы ВАЗ) выступают вакуумный регулятор опережения зажигания и конденсатор, использующийся для забора определенной части заряда, что ограждает контакты от быстрого оплавления из-за воздействия высокого напряжения. Исходя из вида трамблера, в его нижней части, которая связана с приводным валиком, может устанавливаться октан-корректор, регулирующий скорость вращения согласно определенному типу бензина, то есть его октановое число. В старых версиях устройства данный показатель регулируется вручную.

Почему масло попадает в трамблер?

Наиболее распространенными причинами попадания масла в трамблер автомобилей семейства ВАЗ является засорение отверстия в основании карбюраторного механизма (предназначено для вентиляции картера) и изношенность сальника. Чтобы устранить указанные неприятности, в первом случае достаточно прочистить отверстие (лучше с помощью специалистов СТО), а для решения второй проблемы придется заменить проблемный сальник. Самостоятельно выполнить указанную задачу сможет каждый автолюбитель, но лучше, все-таки, обратиться к специалистам.

Ремонт трамблера, пошаговая инструкция

Самостоятельный ремонт трамблера в собственном гараже предусматривает выполнение ряда последовательных действий. На начальном этапе распределитель снимают с автомобиля и демонтируют крышку устройства. Для выполнения этого задания необходимо открутить два болта крепления и снять бегунок (просто аккуратно потяните вверх). Надо сказать, что техническое состояние демонтированной детали может быть совершенно разным.

К примеру, бегунок с трещинами, следами обгорания или существенными проявлениями коррозии (либо износа) наружного контакта необходимо обязательно заменить. Более того, он должен быть хорошо зафиксирован на валике, в чем поможет пружина, изготовленная в виде металлической пластины. Деталь со сломанной или ослабленной пружиной также нуждается в замене. Бегунок придется заменить и в том случае, если сопротивление на резисторе не составляет 1 кОм (измерения проводятся при помощи омметра).

На следующем этапе ремонтных работ следует снять защитный экран, а затем отвернуть винт, который крепит клемму проводов низкого напряжения. Таким образом, вы сможете извлечь ее из корпуса распределителя зажигания (вооружившись отверткой, необходимо разжать лопатки держателя и просто вытащить зажатые в нем провода).

Дальше, следует открутить несколько болтов крепления опорной пластины (на ней расположен датчик Холла), а затем убрать стопорное кольцо. Чтобы снять вакуум-корректор, вам необходимо открутить крепежные винты и с помощью отвертки снять тягу элемента со штифта опорной пластины. Выполнив указанные действия, можно переходить к демонтажу самого вакуум-корректора.

Снять опорную пластину поможет все та же отвертка, которой нужно просто приподнять ее, выводя из положения фиксации. Обнаружив задиры или существенный видимый износ втулки, придется ее заменить.

Следующий шаг на пути к успешному завершению ремонта трамблера – это снятие стопорного кольца с распределительного валика с последующим демонтажом упорной шайбы. Следом за ними извлекается и пружинное кольцо, которое удерживает штифт фиксации муфты. Если кольцо оказалось порванным или растянутым – его также нужно менять.

Теперь, с помощью подходящего бородка, выбивают и штифт крепления муфты, после чего она, вместе с регулировочными шайбами, снимается с привода распределителя. Если у муфты сильно износились шипы или другие контактные элементы – ее также меняют.

Выполнив все вышеописанные действия, аккуратно извлеките валик и установленный на нем центробежный регулятор. Также не забудьте оценить состояние втулок, хорошо осмотрев их с обеих сторон корпуса распределителя. При обнаружении задир или сильного износа, необходимо заменить корпус вместе со втулками.

Используя отвертку, демонтируйте со стоек и две пружины грузиков центробежного регулятора, а чтобы не возникло сложностей с их обратной установкой – пометьте стойку, на которой крепится меньшая пружина. После этого снимите ведомую пластину центробежного регулятора (что подразумевает и демонтаж закрепленного на ней экрана) и оцените работоспособность центробежного регулятора (грузики должны свободно проворачиваться на своих осях, в противном случае придется демонтировать стопорные кольца крепления грузиков).

Оба грузика демонтируются с соответствующих осей, а их отверстия хорошо прочищаются и смазываются пластичной смазкой. Также может возникнуть необходимость в замене валика. Если ремонт трамблера на представителе ВАЗовской группы потребует замены датчика Холла, тогда вам нужно открутить два крепежных винта и просто снять его с опорной пластины. На некоторых распределителях указанное устройство крепится к опорной пластине при помощи неразборных заклепок, поэтому более целесообразным вариантом решения проблемы неисправности датчика будет его замена в сборе с опорной пластиной.

Читать еще:  Эбу двигателя причины поломки

Перед обратной сборкой не забудьте хорошенько очистить крышку трамблера, протерев ее снаружи и внутри. Так вам будет лучше видно все повреждения: трещины, следы пробоя (а они практически невидимы), сильно изношенные контакты и сколы. Работоспособный контактный уголок должен свободно передвигаться внутри крышки, а если на нем присутствуют какие-либо повреждения, а пружина сломалась или потеряла упругость, тогда его необходимо будет заменить.

Сборка распределителя (трамблера) выполняется в обратной последовательности, причем валик и втулки необходимо заблаговременно смазать тонким слоем моторной жидкой смазки. Перед монтажом муфты, надо установить бегунок, причем его наружный контакт должен быть повернут в сторону соответствующего контакта первого цилиндра, расположенного в крышке.

Трамблер, нюансы сборки

Для обеспечения нормальной работы прерыватель-распределителя необходимо придерживаться определенных правил сборки устройства. В частности, при установке муфты очень важно точно выставить бегунок, направив внешний контакт в сторону клеммы первого цилиндра, а муфта должна разместиться таким образом, чтобы шипы совпали с прорезями распредвала. Кроме того, внимательно и аккуратно совмещайте все метки, которые наносились при демонтаже элементов трамблера, а в завершение не забудьте проверить момент зажигания. Имея представления о том, что такое ремонт автомобиля, и какую роль в его работе играет трамблер, вы сможете самостоятельно выполнить все требуемые действия. Главное быть внимательным и не спешить.

Регулировка зажигания, некоторые моменты

Если при обратной сборке вы случайно забыли о нанесенных ранее метках или же провернули вал вниз (естественно, в таком случае поршень уйдет из верхней мертвой точки), то повторная настройка зажигания заберет у вас достаточно много времени. Поэтому, прежде чем приступить к сборке, необходимо правильно выполнить регулировку угла опережения зажигания на холостом ходу и еще раз проверить его. Нормальная величина настраиваемого угла от 0 до 1 градуса (считая от ВМТ). Если же не учесть этот момент и неправильно выставить зажигание, тогда двигатель будет перегреваться, а его мощность упадет. К тому же, существует риск детонации, что приведет к разрушению колец на цилиндрах и повышенному расходу топлива.

Регулировка выполняется согласно шкале, размещенной в специальном люке (резиновая заглушка должна быть снята) и по заводской метке, нанесенной на маховик. После этого производится сама процедура настройки.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Как проверить трамблер: настройка

В процессе эксплуатации автомобиля контакты трамблера постепенно окисляются, также приходят в негодность некоторые подвижные части. В результате устройство перестает нормально работать, возникают проблемы с зажиганием. В одних случаях необходимо произвести чистку контактов, в других отдельные элементы подлежат замене.

Также важно правильно настроить зажигание. Для примера рассмотрим «Москвич» 2141 с контактной системой зажигания. При этом аналогичные действия применимы и для моторов ВАЗ, а также старых иномарок. Единственное, нужно отметить, что бегунок на Москвиче вращается против часовой стрелки.

Для регулировки трамблера выполняем следующие действия:

  1. Ослабить крепление трамблера и определить начало хода сжатия в первом цилиндре (вывернуть свечу 1-го цилиндра, закрыть отверстие пробкой). Для этого нужно провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал до момента, пока пробка выскочит;
  2. Дальше проворачиваем коленвал, пока первая риска на его шкиве не совместится с острием штифта установки зажигания, который запрессован в нижнюю крышку картера;
  3. Важно убедиться в том, что бегунок своей токопроводящей пластиной направлен точно на контакт крышки трамблера, который соответствует проводу 1-го цилиндра;
  4. Теперь нужно подсоединить любую лампочку с небольшой мощностью к массе и клемме низкого напряжения катушки, соединенной с прерывателем;
  5. Далее можно включить зажигание, после чего корпус трамблера корпус трамблера поворачивается против часовой стрелки до момента, ока не произойдет замыкание контактов прерывателя. В норме лампочка, которая закорочена прерывателем, гаснет;
  6. Теперь можно взяться за бегунок и приложить небольшое усилие по часовой стрелке, чтобы устранить зазоры в приводном механизме. Затем медленно трамблер проворачивается по часовой стрелке до момента, пока не загорится лампочка;
  7. После того, как лампа загорелась, можно затягивать крепление трамблера и ставить обратно свечу 1-го цилиндра. На данном этапе регулировка трамблера завершена.

В таких системах искра формируется за счет электронной схемы, которая фиксирует данные от ДПКВ (датчик коленвала). Такая система более точная и надежная, при этом для многих отечественных авто можно найти готовые решения и перейти на электронное зажигание.

Подобная модернизация потребует определенных затрат, однако стабильность работы двигателя, а также экономичность и мощность при переходе на бесконтактное зажигание заметно возрастают.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector