Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое усталость двигателя

Уникальная авария: что произошло на борту Southwest Airlines

Самолет Southwest Airlines после посадки. Виден полуразрушенный двигатель и иллюминатор, выбитый либо обломком мотора, либо оторванной лопаткой

Рейс 1380 компании Southwest Airlines войдет в историю авиационных происшествий как случай, когда к трагической развязке — гибели пассажира — привело крайне редкое стечение обстоятельств.

Обрыв лопатки вентилятора двигателя, последующее повреждение фюзеляжа, разгерметизация салона, из-за которой пассажирку буквально вытянуло из самолета по пояс, случаются настолько редко, что таких происшествий в авиации не было много лет.

  • Американская героиня, посадившая самолет после взрыва двигателя
  • Женщина, которую засосало в разбитое окно самолета в США, погибла
  • На самолетах Southwest Airlines найдены новые трещины
  • Дыру в крыше самолета объясняют усталостью металла

Шансов выжить у человека, которого давлением наполовину вытянуло наружу из самолета, совсем немного. Другим пассажирам удалось затащить Дженнифер Риордан обратно в самолет, после экстренной посадки ее госпитализировали, но спасти ее жизнь врачам не удалось.

Что же произошло с самолетом компании Southwest Airlines?

ГОСТ Р 58999-2020 Лопатки газотурбинных двигателей. Периодические испытания на усталость

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР 58999— 2020

ЛОПАТКИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Периодические испытания на усталость

Москва Стандартииформ 2020

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому ре* гулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. № 597-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Пробила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регупироеанию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стзндартимформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

СМ СМ СМ СО Ш 00

4 Общие положения.

5 Отбор лопаток для периодических испытаний.

6 Подготовка и проведение периодических испытаний.

7 Обработка результатов периодических испытаний.

Приложение А (рекомендуемое) Номограммы для определения напряжения о*.

Приложение Б (рекомендуемое) Пример определения контрольного уровня напряжения о*.

Приложение В (рекомендуемое) Определение расчетного значения количества лопаток

Читать еще:  Что такое моноблочный двигатель

для испытания на усталость. 12

ГОСТ Р 58999—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОПАТКИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Периодические испытания на усталость

Gas turbine engine blades. Periodic fatigue testing

Дата введения — 2021—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения периодических испытаний на усталость профильной части и ножки хвостовика лопаток.

Стандарт предназначен для контроля сопротивления усталости с целью подтверждения стабильности технологии по обеспечению требуемого сопротивления усталости окончательно изготовленных лопаток.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 23207 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ши по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий гад. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту осыпку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23207.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

а — напряжение. МПа:

ак — напряжение, при котором проводят контрольное испытание; (контрольный уровень напряжения). МПа:

(O-ih io 5 — (o-i)mo 7 — пределы выносливости на базах, соответственно, 2 — Ю 5 . 2 -10 & .

2 -10 7 циклов нагружения для вероятности разрушения 0.5. МПа;

(O-i)210t — предел выносливости на базе 2 10 7 циклов, определенный по шести и более нераз-рушившимся лопаткам. МПа;

N — число циклов до разрушения, или экспериментальная долговечность;

Nk — базовое число циклов нагружения или контрольная долговечность;

п* — число лопаток в партии, шт.;

п — число испытываемых лопаток или объем выборки из партии, шт.;

т — параметр для левой или правой ветви кривой усталости;

S4N — среднее квадратическое отклонение (СКО) логарифма чисел циклов;

Р— доля статистически дефектных лопаток партии (вероятность);

па — число дефектных лопаток в выборке, шт.;

пс — приемочное число дефектных лопаток в контрольной выборке (допустимое значение 1 W = const; (1)

— среднего квадратического отклонения S^;

■ доли статистически дефектных лопаток в партии Р, при нормальном ходе производства;

Читать еще:  Eg33 что за двигатель

. базового числа циклов нагружения Nk при проведении периодических испытаний.

6.1.1 Определение параметров уравнения кривой усталости

6.1.1.1 Параметр т уравнения (1) кривой усталости лопаток определяют, используя стандартный метод испытания на усталость.

6.1.1.2 Если на предприятии*изготовителе выполняются испытания на усталость и накопленные результаты позволяют построить кривую усталости и определить параметры уравнения (1). их используют для соответствующей ступени двигателя для выбора уровня напряжений на базе N = 2 • 10 е циклов. Результаты накопленных испытаний должны быть получены при напряжениях, соответствующих базам № 2 10 5 и N — 10 7 циклов.

6.1.2 Определение среднего квадратического отклонения

6.1.2.1 Среднее квадратическое отклонение логарифма долговечности SlgM рекомендуется определять по результатам испытаний не менее 20 лопаток на уровне напряжений, соответствующем среднему значению предела выносливости для базы N — 2 • 10 е циклов по уравнению (1).

Допускается определят с помощью регрессионного анализа результатов усталостных испытаний согласно приложению Б.

6.1.2.2 Если для определения S|gW не представляется возможным провести испытания на усталость лопаток, то следует использовать имеющиеся данные по определению для лопаток из того же материала, отличающихся по размерам не более чем в два раза и изготовленных по одинаковой технологии.

6.1.3 Определение контрольного уровня напряжения при периодических испытаниях на усталость

6.1.3.1 Контрольный уровень напряжения ак определяют по номограммам, приведенным в приложении А. или расчетом по зависимости, приведенной в приложении Б.

6.2 Контрольный норматив по числу испытываемых лопаток п от партии определяют по приложению 8 по совокупности значений, заданных в нормативно-технической документации на продукцию:

• доли статистически дефектных изделий в партии при нормальном ходе производства

— доли статистически дефектных лопаток в партии, допустимой для работы изделия Р2;

■ риска изготовителя о:

• риска заказчика р.

6.3 Значение Nk для лопаток выбирается равным 2 10 е циклов.

6.4 Испытания всех л лопаток выборки проводят при контрольном уровне напряжения ок до базового числа циклов нагружения Nk или до разрушения.

6.5 После испытания на усталость все лопатки подлежат контролю по принятой при производстве лопаток технологии обнаружения дефектов (трещин).

6.6 Разрушение лопаток по хвостовику (месту крепления) при испытаниях на усталость профильной части и/или ножки хвостовика не учитывается. Результат считается удовлетворительным, если лопатка прошла базу Nk. В случае разрушения места крепления до прохождения базы Nk требуется повторение испытания на дополнительном экземпляре лопатки.

6.7 При отсутствии левой ветки кривой усталости и рассчитанного контрольного напряжения допускается проводить периодический контроль на базе N = 2 • 10 7 циклов при напряжении стк = а (о_,)210т, где коэффициент а (S1.0) выбирается по результатам сравнения запаса по вибронапряжениям Kv и нормируемого значения Kv.

7 Обработка результатов периодических испытаний

7.1 Результаты периодических испытаний считаются удовлетворительными, если все п лопаток не были разрушены на контрольном уровне напряжения ак и базовом числе циклов нагружения Nk. При положительных результатах испытаний должно быть принято согласованное с заказчиком решение о годности проверяемой партии. В случае разрушения хотя бы одной лопатки проводят испытания с удвоенным количеством лопаток той же партии, при тех же значениях контрольных нормативов е приведена на рисунке А.1.

Читать еще:  Что такое двигатели ванус бмв

А.4 Номограмма определения контрольного уровня напряжения стЛ для Pf = 0.010; Nk = 2 ■ 10 е приведена на рисунке А.2.

А.5 Номограмма определения контрольного уровня напряжения ак для = 0.020; Nk = 2 • 10 е приведена на рисунке А.З.

Приложение Б (рекомендуемое)

Пример определения контрольного уровня напряжения $к

Б.1 Испьлания для оценки кривой усталости проводят не менее чем при трех амплитудах напряжений цикла, используя не менее четырех лопаток при каждой амплитуда.

Б.2 Для повышения то-мости оценки контрольного уровня напряжений целесообразно нижний ( 7 и W2 = 2 • 10 5 соответственно по предполагаемой средней кривой усталости. В этом случае база Nk = 2- 10 е циклов. соответствующая контрольному уровню напряжений, будет находиться в центральной части оцененной кривой усталости. Оценка значений (ca)Wi и (oa)Mj может быть получена методом ступенчато-увеличи-аающейся нагрузки по результатам испытаний четырех лопаток (по две для каждого базового числа циклов).

Дополнительно проводят испытания на одном или двух равноотстоящих уровнях амплитуд напряжений.

Б.Э Для назначения уровней амплитуд напряжений s и две лопатки для базового числа циклов N — 10 7 ). Результаты испытаний представлены е таблице В.1.

Б.4 Начальный уровень напряжений:

вф = 0.8-(o_1)2.1<|5 = 0.8-800 = 640 МПа —для лопаток 1 и 2.

О = 0.8 • (5_Рюг = 0.8 • 550 = 440 МПа — для лопаток 3 и 4.

Что вызывает Усталость тормозов/снижение эффективности работы тормозной системы?

Выражаясь простыми словами, тормоза функционируют путем преобразования кинетической энергии в тепло. Каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза, система выделяет тепло, которое при нормальных условиях движения рассеивается в атмосфере и передается другим компонентам после прекращения торможения. Однако, поскольку кинетическая энергия увеличивается пропорционально квадрату скорости, торможение с высоких скоростей или при перевозке тяжелого груза экспоненциально увеличивает требования к тормозной системе, которая будет выделять значительно больше тепла. Это избыточное тепло может быстро накапливаться в системе, что может привести к увяданию тормоза при отсутствии эффективного рассеивания тепла.

Крыло самолета

Во время полетов на высоких скоростях крылья самолета подвергаются значительной вибрации и деформации. Деформации могут составлять от нескольких миллиметров до нескольких сотен миллиметров, тогда как колебания могут составлять от нескольких нанометров до нескольких сотен микрометров.

Ни один традиционный измерительный прибор не может покрыть такой диапазон измерения— более 160 дБ—за одно измерение. С помощью Optomet Nova Sense с программным обеспечением OptoGUI впервые появилась возможность измерять деформации и вибрации одновременно с динамическим диапазоном более 220 дБ. Отличные характеристики Optomet Nova Sense были подтверждены измерениями на моделях профиля крыла в аэродинамической трубе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector