Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое верхневальный двигатель

При чём тут Ванкель?

История компании Norton

текст: Денис DEAN Панфёров
фото из архива редакции

В 1898 году в Бирмингеме (Англия) была открыта фабрика по производству велосипедных цепей. С 1902 года там начали строить мотоциклы с покупными моторами, в 1908 году сделали свой одноцилиндровый мотор. В 1949 году началось производство двухцилиндрового мотора. Вот вкратце и всё.

Компанию основал Джеймс «Па» Нортон. Изначально она занималась производством велосипедных цепей, но вскоре стала выпускать ещё и велосипеды. В 1902 году в модифицированное велосипедное шасси попробовали установить двигатель – одноцилиндровый бельгийский Clemente объёмом 143 см3 – получилось неплохо. Модель была запущена в серию и получила собственное имя Egerette . Чуть позже по похожей схеме начали производить более мощную двухцилиндровую модель с швейцарским мотором Moto Ruve .

В 1907 году гонщик Рем Фоулер выиграл самую первую гонку ТТ на острове Мэн в классе «Двухцилиндровые мотоциклы». Это была лишь первая победа в самой престижной на тот момент гонке. Между первой и второй мировыми войнами было одержано ещё девять, также ТТ выигрывались каждый год в период с 1947 по 1954 год.

В 1908 году компания выпустила собственный мотор – одноцилиндровый нижнеклапанный с воздушным охлаждением. Претерпев множество усовершенствований и доработок, он просуществовал на конвейере до конца 50-х годов ХХ века.

В 1913 году бизнес пошёл на спад, и фирма была на грани банкротства. Основной кредитор – компания R . T . Shelley & Co . – вмешалась и спасла производство, выкупив бизнес. Вскоре у руля новой компании Norton Motors , Ltd ., помимо основателя Джеймса Нортона, оказался Боб Шелли.

Джеймс Нортон умер в 1925 году в возрасте всего 56 лет, но он успел увидеть в 1924 году победу своих мотоциклов на острове Мэн сразу в двух классах – в старшем одиночном и в гонке «колясочников».

В 1927 году инженер Уолтер Мур сделал верхневальный мотор CS 1 ( CamShaft 1), взяв за основу старый нижнеклапанный ES 2 и сохранив взаимозаменяемость многих компонентов. В 1930 году Мур перешёл работать в немецкую компанию NSU , где вскоре начали выпускать похожий мотор. Англичане даже шутили, что NSU состоит из нортоновских запчастей. Эстафету подхватил Артур Кэрролл, создав в 1930 году новый одноцилиндровый мотор в двух вариациях – с одним или двумя верхними валами. Этот мотор будет основой для всех последующих нортоновских «одностволок», именно он принесёт семь побед в классе 500 см3 на острове Мэн в период с 1931 по 1939 год.

Вплоть до 1934 года на мотоциклах Norton использовались КПП и сцепление компании Sturmey Archer . Когда владелец компании Старми решил свернуть их производство, Norton выкупила патент на производство и передала его в компанию Burman , также специализирующуюся на производстве коробок передач.

Одноцилиндровый мотор с отдельным блоком КПП обеспечивал простоту, надёжность и высокую ремонтопригодность. С началом Второй мировой войны гоночная команда была расформирована, и компания перешла на выполнение военных заказов. В британской армии в период с 1938 по 1945 год каждый третий мотоцикл был «Нортоном», всего в армию было поставлено более 100000 машин. В основном, это были WD 16 H (одиночный) и WD Big Four outfit (с приводом на колесо коляски).

После войны

После окончания войны компания Norton вернулась к выпуску гражданской продукции, расширив модельный ряд. Передовой новинкой можно считать модель Dominator 1949 года, также известную на некоторых рынках как Model 7. У неё нижневальный штанговый двухцилиндровый мотор, разработанный Бертом Хопвудом, был установлен в раму от одноцилиндрового ES 2 с телескопической передней вилкой и свечной задней подвеской. На мотоцикл также устанавливалась доработанная «горизонтальная» коробка передач.

Желая вернуть себе довоенное превосходство в гонках, компания столкнулась с проблемой нехватки мощности одноцилиндрового мотора по сравнению с многоцилиндровыми итальянцами и английским AJS . В 1949 году, в первый год проведения чемпионата MotoGP , удалось занять только пятое место, в то время как AJS взяла главный приз. В январе 1950 года братья МакКэндлес из Белфаста разработали для Norton новую раму – стальной дуплекс с качающимся задним маятником и двумя амортизаторами, прозванную в народе Featherbed . На тот момент это была вершина технологий, обеспечивающая высокую жёсткость и отличную управляемость, что позволило гонщикам компании Джефу Дюку, Джону Сёртису и Дереку Минтеру вернуть себе лидирующие позиции.

В 1951 году рама Featherbed появляется на Norton Dominator (она же Model 88 вне Великобритании). Постепенно по мере увеличения объёмов производства и другие мотоциклы переходят на неё, сначала дорогие двухцилиндровые, затем и «одностволки».

Несмотря на успехи в гонках, а, скорее, именно благодаря им, Norton столкнулся с финансовыми трудностями. Изготовить необходимое количество рам Featherbed не получалось – их делать было сложнее и дороже, чем обычные рамы, к которым покупатели постепенно потеряли интерес. По части двигателей, к сожалению, компания тоже не могла предложить ничего экстраординарного. Продажи упали, и в 1953 году компания была куплена холдингом AMC ( Associated Motorcycles Company ), который на тот момент уже владел брендами AJS , Matchless , Francis — Barnett и James . Гоночное подразделение было расформировано, команда ликвидирована. Фабрика в Бирмингеме была закрыта, в 1962 году производство было перенесено на фабрику AMC Woolwich в Лондоне.

Читать еще:  Влияние нагара на работу двигателя

Под патронажем АМС была разработана новая коробка передач, отличавшаяся высокой чёткостью работы и надёжностью, её применяли на всех большеобъёмных мотоциклах холдинга: AJS , Matchless и Norton . Двигатель Norton Manx был также серьёзно переработан: из длинноходного (79,5х100 мм) одновального он стал двухвальным и практически «квадратным» (86х85,6 мм) со степенью сжатия 11:1. Оборудованный карбюратором Amal GP и магнето Lucas он выдавал 47 л . с., что позволяло разогнать 142-килограммовый мотоцикл до 209 км/ч .

Как ни странно, но Manx сильно повлиял и на развитие британского автоспорта. В конце 50-х были сформированы новые технические требования для национального класса «Формула-3» 500 см3. Для постройки машин брали моторы Jap и Manx , причём особенно ценились характеристики именно моторов Norton . В связи с этим мотоциклы стали хорошо продаваться – моторы отдельно компания не предлагала. Победы англичан в гонках в середине 50-х порождают волну каферейсерства, возникает спрос на быстрые и хорошо рулящиеся мотоциклы, а на вторичном рынке тогда же выросло предложение на новые комплектные шасси без мотора по приемлемой цене. Это породило всплеск самодельщины по имплантации туда чужих моторов – ведь шасси было очень удачным. Для довольно распространённого в то время гибрида из мощного двухцилиндрового мотора Triumph и шасси Norton даже придумали имя собственное Triton , полученное путём сложения первого и второго слогов от двух брендов.

В 1960 году появляется новая версия рамы Featherbed , в которой верхние трубы были вогнуты дугами друг навстречу другу, что сделало её более узкой. Это не только обеспечивало более удобную позу за рулём, но и позволяло дотянуться до земли обеими ногами при остановках. Новую раму назвали slimline («узкая»), а старую окрестили wideline («широкая»), чтобы не спутать.

В 1961 году для рынка США выходит модель Norton Manxman 650 c , годом позже Norton 650 SS для рынка Великобритании и Norton Atlas 750 для Америки. Увеличение рабочего объёма с 500 до 750 см3 серьёзно повлияло на комфорт: возникли вибрации на 4500 – в самом используемом диапазоне оборотов. Плюс сам по себе 750-кубовый мотоцикл получился недешёвым, и путей для снижения себестоимости не было. Над компанией опять начали скапливаться грозные тучи финансового краха.

Norton — Villiers

Конец 60-х был для британской мотоиндустрии трагичным. Сильно уменьшившийся спрос на рынке был к тому же обильно покрыт предложением расплодившихся японских концернов, заполнивших практически все сегменты рынка своей продукцией. В 1966 году холдинг АМС развалился и был реформирован в компанию Norton — Villiers , являющейся частью Manganese Bronze .

Вместо того чтобы избавиться от вибраций в 750-кубовом моторе, установив в него балансирный вал, было решено закрепить двигатель и задний маятник на раме через резиновые сайлент-блоки. Такую концепцию назвали isolastic — frame . Первым мотоциклом, построенным согласно этой концепции, был Norton Commando 750 1969 года. Ни шикарный внешний вид, ни мощный мотор, ни сайлентблоки, гасящие вибрации, не смогли обеспечить высокий уровень продаж – их можно было охарактеризовать только как «хорошие».

Norton-Villiers-Triumph

В 1972 году ещё одна мотоциклетная компания оказалась на грани краха – гигант BSA . При условии её объединения с концерном Norton — Villiers Правительством было обещано принятие мер по спасению мотоиндустрии. В 1973 году была образована компания Norton — Villiers — Triumph ( NVT ), которой был выделен правительственный транш на развитие. И развитие было: в апреле 1973 года началось производство 850-кубового мотора, выдававшего 51 л . с., в 1974 году запустили в производство модели 828 Roadster , Mark 2 Hi Rider , JPN Replica ( John Player Norton ) и Mk .2 a Interstate , в 1975 году ещё две модели: Mark 3 Interstate и Roadster . Но тут Правительство потребовало возврата кредита и отказало в финансировании экспортных операций, практически лишив компанию зарубежных продаж. Производство остановилось. В результате в 1975 году руководство холдинга заявило о ликвидации компании.

Роторный двигатель Ванкеля

В конце 80-х была попытка оживить мёртвый бренд и воспользоваться аурой его былой спортивной славы. Для этого был выбран весьма необычный роторный двигатель Ванкеля. Как ни странно, но появились и новые победы – в 1992 году удалось выиграть в ТТ на острове Мэн и ГП Ирландии в Уллистере. Начались поставки роторных «Нортонов» в дорожную полицию и армию. Помимо гоночной модели F 1 и полицейской Interpol была представлена гражданская версия F 1 Sport , но продажи пошли из рук вон плохо – при амбициозных планах реализовать 1000 мотоциклов удалось найти только 66 покупателей. Потом стандартный сценарий: спад производства, его остановка, ликвидация компании.

Читать еще:  Давление масла в двигателе тахо

В конце 90-х Кенни Дриэр из Орегона (США) с ремонта и реставрации старых «Нортонов» переключился на их мелкосерийный выпуск. Он разработал новую модель Commando 961 и штучно по предзаказам выпускал её до 2006 года.

Достоинства и недостатки моторов серии 1S

Двигатели Toyota серии 1S считаются очень распространенными среди силовых агрегатов концерна. Им присущи следующие достоинства:

  • высокая экономичность;
  • приемлемый ресурс;
  • бесшумная работа;
  • ремонтопригодность.

Моторы без проблем отхаживают 350 тыс. км. Но они имели существенные конструктивные просчеты, среди которых главный — маслоприемник чрезмерной длины, что приводит к масляному голоданию во время холодных запусков. Отмечают и другие недостатки:

  • сложный в регулировке и обслуживании карбюратор;
  • ремень ГРМ дополнительно приводит маслонасос, из-за чего испытывает повышенные нагрузки и часто рвется раньше времени;
  • ремень ГРМ перескакивает на один или два зуба ввиду чрезмерной длины, особенно при запусках в сильный мороз при загустевшем масле;
  • невозможность отдельной замены высоковольтных проводов.

Несмотря на перечисленные проблемы, двигатели пользовались широкой популярностью у автолюбителей разных стран.

Характеристики мотоцикла LIFAN IROKEZ 150:

Размеры (LхBхH mm):2060х745х1080
База (mm):1330
Масса(kg):138
Высота сиденья (mm):775
Топливный бак(L):15
Двигатель:1 цилиндр жидкостное охлаждение, 4 такта
Тип двигателя:158MJ
Диаметр и ход поршня:58.5mm*58.8mm
Объем двигателя:158
Макс мощность:12.24 л.с./ 7000r/min
Макс крутящий момент:13/5500r/min
Запуск двигателя:Электро стартер
Зажигание:C.D.I.
Трансмиссия:5 передач
Расход топлива (l/100km):≤2.2L/100km
Переднее колесо и давление в шинах:80/100-17/200KPa
Заднее колесо и давление в шинах:110/80-17/225KPa
Тормоз:Диск/диск

Более современным будет двигатель GS и его модификация GN, разработанные по японской технологии от Suzuki.

У двигателей под разработкой GS более сильный крутящий момент на низах, это способствует более мощному старту. Здесь уже возможна цифровая система зажигания.

Эстетическое усовершенствование в широких и больших ребрах радиатора, чистом черном цвете и квадратной форме двигателя.

Именно благодаря технологии японской Suzuki GS 125-ки модели Haojue Zuanbao и Qingqi Suzuki King стали очень популярны и благодаря брэндам Jincheng, Haojue–Suzuki, Qingqi.

  • полусферическая камера сгорания и поршень,
  • хорошее соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня,
  • усовершенствованные показатели при высоких оборотах двигателя.
  • повышенный расход топлива,
  • шум двигателя превышает привычный порог,
  • высокие требования к смазочным маслам.

Взаимовыгодный союз

Второе десятилетие XXI века проходит под знаком глобализации автомобильной промышленности. Современные тенденции не прошли мимо российского рынка – здесь открылись заводы по производству иностранных моделей, а крупнейший отечественный концерн АВТОВАЗ вошел в альянс Renault-Nissan.

Итальянские друзья

Впрочем, 50 лет назад история завода в Тольятти также началась с сотрудничества с зарубежной компанией. В 1960-х годах в СССР назрела необходимость в строительстве нового автозавода, который мог бы положить конец огромному дефициту на авторынке и удовлетворить потребность советского гражданина в личном автомобиле. Одним из основных кандидатов на роль стратегического партнера стал концерн FIAT, давно и неоднократно обращавшийся к советскому руководству с предложениями о сотрудничестве. Тем не менее, перед тем как принимать решение о будущем лицензионном автомобиле, отечественные специалисты провели сравнительные испытания автомобилей разных марок: Renault, Peugeot, Škoda, Ford. Некоторые, как переднеприводный Renault 16, считались более современными с конструктивной точки зрения, поэтому споры разгорались нешуточные. Но предложение фирмы FIAT оказалось более выгодным финансово, да и итальянская технология сильнее ориентирована на массовый выпуск автомобилей. Свою роль сыграла и политическая составляющая: в Италии была сильная компартия. Так что 15 августа 1966 года глава FIAT Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым.

За 50 лет многое подзабылось, поэтому сейчас большинство считают первый ВАЗ-2101 чуть ли не полной копией 124-й модели. И совершенно зря. Правда, после испытаний в советских условиях FIAT подвергся значительным доработкам. В итоговой версии можно насчитать более 800 изменений, важнейшими из которых стали более высокий клиренс, усиленные кузов и подвеска, более выносливые задние тормоза и более современный верхневальный двигатель.

Сотрудничество с FIAT продолжалось вплоть до конца 1970-х годов, когда с конвейера сошел ВАЗ-2121. «Нива» стала первой собственной разработкой ВАЗа и, с некоторыми допущениями, первым в мире кроссовером.

Наследие Фердинанда Порше

Долго выезжать на итальянском багаже 1960-х годов было невозможно. К концу следующего десятилетия «шестерка», которая раньше неплохо продавалась за рубежом, морально и технически устарела. К тому времени АВТОВАЗ уже начал сотрудничество с Porsche. С немецким автопроизводителем подписали трехлетний контракт стоимостью 500 тысяч дойчмарок в год. За это время были разработаны и изготовлены вариант автомобиля «Нива» с алюминиевыми навесными деталями, двигатель, работающий на бедных бензиновых смесях, и макет модернизации автомобиля ВАЗ-2103 по интерьеру и экстерьеру. В течение трех лет на заводе в Штутгарте стажировались группы вазовских специалистов, что позволило получить новые знания и кузовщикам, и дизайнерам, и производственникам. Развернулось настолько плотное сотрудничество, что из Тольятти в Германию начал курсировать заказной автобус, доставлявший специалистов.

Читать еще:  Что такое перегрев двигателя автомобиля

Совместная работа пошла на пользу обеим сторонам, и в 1980 году ее было решено про­длить. Новый контракт предусматривал разработку только автомобиля ВАЗ-2108 – трехдверного хетчбэка с двигателем 1,3 литра, хотя ВАЗ тогда работал и над пятидверным кузовом, и над другими моторами. Летом того же года удалось подписать еще один зарубежный контракт – с UTS, дочерним предприятием FIAT. Главная проблема, вставшая перед трио разработчиков, в СССР никого не удивила. Речь шла о катастрофических дорожных условиях, в которых западноевропейские прототипы проваливали одно испытание за другим. Даже европейские полигоны не подходили для тестирования новой «Самары», и основная нагрузка легла на собственный полигон ВАЗа. Впрочем, испытания проводились в том числе и в Алжире, Туркменистане и Таджикистане. В итоге первая партия из 2000 товарных автомобилей ВАЗ-2108 была выпущена к концу 1984 года. В «восьмерке» осталась всего одна деталь от классических «жигулей» – все остальные создали заново. Многие комплектующие были закуплены в Европе. К примеру, с концерном Volkswagen вазовские специалисты заключили соглашение по балке задней подвески.

И на этом партнерство с Porsche не закончилось. Оно существовало еще два цикла, продлившись в общей сложности 20 лет. На последних фазах немцы помогали в работе над 16-клапанным 1,5-литровым двигателем и будущей «десяткой», а также над несколькими моторами для «Оки».

«Оттепель» началась с приходом XXI века, когда в 2001 году с General Motors удалось подписать соглашение о создании GM-АВТОВАЗ. Новое предприятие направило все силы на освоение конвейерной сборки Chevrolet Niva – обновленной версии легендарной «Нивы». Степень локализации автомобиля оставалась в пределах 90%

Трудности суверенитета

После распада СССР у АВТОВАЗа начались нелегкие времена. Модель 2110, которую создали еще в 1989 году, поступила в производство лишь в 1995 году, а о разработке новинок и вовсе не было разговора в течение долгих лет. О стратегическом сотрудничестве с зарубежными компаниями также пришлось забыть. «Оттепель» началась с приходом XXI века, когда в 2001 году с General Motors удалось подписать соглашение о создании GM-АВТОВАЗ. Новое предприятие направило все силы на освоение конвейерной сборки Chevrolet Niva – обновленной версии легендарной «Нивы». Степень локализации автомобиля оставалась в пределах 90%. В 2004–2008 годах предприятием также выпускался Chevrolet Viva – локализованная версия Opel Astra. В 2001 году АВТОВАЗ начинает производство классической «семерки» в Египте, на заводе Lada Egypt. Там автомобили выпускались вплоть до 2013-го, а в прошлом году состоялись переговоры о возобновлении производства – на сей раз Lada Granta.

Союз с Renault-Nissan

В 2008 году АВТОВАЗ и альянс Renault-Nissan подписывают договор о стратегическом партнерстве. Тогда альянс приобрел блокирующий пакет предприятия за 1 млрд долларов – французско-японскому союзу стали принадлежать 25% плюс одна акция АВТОВАЗа. К тому времени в Тольятти уже запустили производство Priora и Kalina, которые быстро завоевали популярность. Позже, в 2010 году, уже в сотрудничестве с альянсом, на платформе Kalina была создана Lada Granta, которая и по сей день остается самым популярным автомобилем страны. Тогда же Renault-Nissan привез в Россию свою платформу B0 и продал лицензию на нее АВТОВАЗу. Тольяттинцы взяли универсал на базе Logan и подготовили модель Largus, которая в силу своей вместительности также пользуется большим спросом. На той же платформе B0 в Тольятти собирается и Nissan Almera, и непосредственно Renault Logan и Renault Sandero. Совсем недавно на той же базе был создан и кроссовер XRAY.

В 2014 году альянс Renault-Nissan завершил сделку, передающую ему контроль над АВТОВАЗом. В том же году в России состоялось возрождение легендарной марки Datsun, которая, являясь суббрендом Nissan, стала конкурентом сверхпопулярных Kalina и Granta. При этом оба автомобиля Datsun решили собирать на заводе в Тольятти, а выбор был сделан в пользу российской платформы. Седан on-DO создан на базе Granta, а хетчбэк mi-DO – на базе Kalina. Более того, в будущем к выпуску планируется и кроссовер Datsun redi-Go, который унаследует платформу от Lada Kalina Cross.

В партнерстве с зарубежными коллегами в Тольятти разработали и принципиально новую платформу Lada B, на которой создана Lada Vesta. Она активно включилась в борьбу за покупателя и уже через полгода после начала продаж вышла на четвертое место на российском авторынке.

Характеристики мотоцикла LIFAN IROKEZ 150:

Размеры (LхBхH mm):2060х745х1080
База (mm):1330
Масса(kg):138
Высота сиденья (mm):775
Топливный бак(L):15
Двигатель:1 цилиндр жидкостное охлаждение, 4 такта
Тип двигателя:158MJ
Диаметр и ход поршня:58.5mm*58.8mm
Объем двигателя:158
Макс мощность:12.24 л.с./ 7000r/min
Макс крутящий момент:13/5500r/min
Запуск двигателя:Электро стартер
Зажигание:C.D.I.
Трансмиссия:5 передач
Расход топлива (l/100km):≤2.2L/100km
Переднее колесо и давление в шинах:80/100-17/200KPa
Заднее колесо и давление в шинах:110/80-17/225KPa
Тормоз:Диск/диск

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector