Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое взрыв двигателя самолета

Как взорвался двигатель Ан-148: эксперт разбирает версии катастрофы

«Подобных разрушений конструкции я не помню»

На второй день авиакатастрофы Ан-148, разбившегося в воскресенье днем в Подмосковье через 4 минуты после взлета из аэропорта «Домодедово», некоторые противоречивые версии, возникшие в первый момент, постепенно начинают отпадать. К примеру, почти все очевидцы утверждают, что слышали хлопок, или взрыв. Однако где он произошел: в воздухе, или уже при ударе самолета о землю?

Была версия о столкновении Ан-148 с вертолетом «Почты России», или каким-то дроном. Но ни дроны, ни вертолеты в облаках (верхний край облачности в этот день был 3000м, нижний – 700 м) и на таких высотах не летают. Их зона полетов находится значительно ниже, а разбившийся Ан-148 на том момент уже вышел на высоту порядка 1800-2000 м.

Еще говорят о том, что самолет, якобы, с высоты 1800 м вдруг резко снизился до 1500м, а затем снова вернулся на 1800 м. Это утверждение у специалистов также вызывает сомнение. Если экипаж самолета по какой-то причине сменил высоту, заданную диспетчером, то это само себе — «ЧП». Оно вряд ли могло остаться незамеченным и не прокомментированным во время переговоров с экипажем.

Что на данный момент известно более-менее точно?

Мы имеем разлет осколков в виде эллипса на большой площади – в радиусе более километра по траектории полета самолета. Это говорит о том, что Ан-148 наверняка начал разрушаться уже в воздухе. Это значит, что остается возможность взрыва. При этом сажи или гари от пожара на земле пока не обнаружено. Значит, если предположить, что на борту и было какое-то взрывное устройство, оно скорее всего имело небольшую мощность.

Друга версия, которую высказывают авиационные специалисты – это, так называемый, «подхват» самолета. То есть по какой-то причине либо при наборе высоты, либо при потере скорости самолет вышел на большие углы – угол атаки, угол набора, угол по тангажу. В этом случае далее могло произойти вращение самолета вокруг поперечной оси, в результате чего он опустил нос и вышел в резкое пикирование с разгоном скорости.

Момент крушения самолета Ан-148 попал на видео: виден огненный шлейф

Смотрите видео по теме

«Т»-образное оперение самолета не позволяет ему выйти из такого пикирования. В этом случае машина может начать разрушаться уже в воздухе, так как превышается допустимая скорость, гарантирующая безопасность конструкции. Подобные ситуации уже происходили во время катастроф в Казани (17 ноября 2013 года, самолет авиакомпании «Татарстан» летел из Москвы и разбился при заходе на посаду, погибли 50 человек) и Ростове (19 марта 2016 года, самолет авиакомпании «ФлайДубай» летел из Дубай, разбился при заходе на посадку, погибли 62 человека).

Читать еще:  Датчик температуры двигателя перегревается

Обломки Ан-148 разметало на километр: кадры с места крушения

Смотрите фотогалерею по теме

Версию о том, что к катастрофе привело разрушение в воздухе одного из двигателей, которое стало происходить из-за обледенения, эксперты напрочь отвергают, утверждая, что в этом случае ничего критичного случиться не могло, так как после 4-5-й минуты работы движка, когда набрана большая скорость, никакого льда там быть уже не может.

Кроме того, на высоте 1800-2000 м, которую уже набрал Ан-148 при отказе двигателя он мог просто развернуться и либо сесть на аэродроме вылета, либо на соседнем аэродроме в Раменском. Но по данным следствия такой посадки экипаж не запрашивал.

— Если бы произошел отказ двигателя, — рассказал «МК» один из ведущих российских двигателестроителей, — в этом случае, даже при самом плохом развитии событий, самолет должен был постепенно снижаться еще 9-10 секунд – время, за которые у летчиков была бы возможность сообщить об отказе. Но, судя по тому, что авиадиспетчер, который вел Ан-148 с земли заявил, что до момента катастрофы все происходило штатно, и пилоты ни о каких проблемах не сообщали, можно предположить, что катастрофическая ситуация развивалась стремительно.

При этом, возможность взрыва двигателя эксперт «МК» отвергать не стал. Он подтвердил, что разброс осколков однозначно свидетельствует о разрушении машины в воздухе. Хлопок, который слышали очевидца может быть началом разрушения двигателя. При этом эксперт пояснил:

— Что происходит во время взрыва двигателя? Разрушается диск турбины или компрессора. Энергия такого разрушения – это фактически энергия снаряда, который пробивает все на своем пути. Однако если, допустим рванул диск двигателя – а у этого самолета движки находятся под крыльями – то не должно было сразу оторвать хвост. А на кадрах с места трагедии он, похоже, лежит довольно далеко от других частей машины. Такое могло произойти у самолетов, двигатели у которых расположены в хвостовой части, как у Як-40, Як-42, Ту-154, Ил-62… У Ан-148 при взрыве двигателя хвост не должен был бы отвалиться первым.

Читать еще:  Что такое тепловой двигатель кратко

Теперь о том, что могло стать причиной взрыва движка? Двигатель может разрушится сам по себе, если, к примеру, там образовалась трещина, либо произошло рассоединение валов – у нас такие случаи были, когда диск движка идет в раскрутку. Такое случилось в Питере еще в 70-х годах, когда Ил-18 упал из-за диска 3-й ступени турбины (катастрофа 1974 года, самолет летел в Запорожье, но упал после взлета, погибли 109 человек — прим.авт). В этом случае диск летит, перебивая топливные трубки, топливо загорается и начинается пожар. В картине катастрофы Ан-148 мы ничего такого не наблюдаем. Подобный случай был в Варшаве с Ил-62 (катастрофа 9 мая 1987 года, самолет вылетал в Нью-Йорк, но рухнул после взлета, погибли 183 человека — прим. Авт.). Там из-за того, что разрушился внутренний вал двигателя, турбина вышла на большие обороты и разрушилась. При этом она перебила тяги управления хвостовым оперением. Но там ничего не отвалилось, самолет на землю упал целиком. Другой случай произошел под Серпуховом, еще при испытаниях Ил-18. Тогда в полете прямо на глазах всех у самолета отвалился двигатель, но летчики перекрыли топливные краны и самолет благополучно сел во Внуково.

Очевидцы крушения Ан-148 рассказали о катастрофе: «В небе что-то грохнуло»

Смотрите видео по теме

Ситуация с Ан-148, считает наш эксперт, ни на один из этих случаев не похожа. При этом, он не сомневается в том, что вариант разрушения турбины в качестве причины трагедии должен рассматриваться обязательно.

— Но только от чего могло произойти такое разрушение? – размышляет эксперт. — Турбина ведь может вылететь из-за каких-то внутренних причин и при взрыве в капоте. А если, например, во время техобслуживания капоты открывали и под них положили взрывное устройство, это ведь тоже могло привести к взрыву двигателя. В этом случае надо дождаться результатов экспертизы на наличие взрывчатых веществ. Но мог двигатель на 5-7 минуте полета разрушится так, что это приведет к таким последствиям, как сейчас? Сомневаюсь. На этом самолете двигатель находится под крылом, если он рванет, то диск двигателя может уйти вниз, а также может ударить либо по крылу, либо по фюзеляжу. Это ведет к большим разрушениям. Однако за всю мою многолетнюю практику двигателиста – а это ни один десяток лет – подобных разрушений конструкции самолета из-за взрыва двигателя, когда на земле, как сейчас, не найдено практически ни одного крупного осколка самолета, я не помню и назвать не смогу.

Читать еще:  Датчик температуры для мото двигателя

Следите за событиями с нашей онлайн-трансляцией

Ан-2: Назревшее обновление

Легендарный «кукурузник» Ан-2, без сомнения, входит в список удачнейших самолетов в истории авиации. Более 70 лет добросовестной службы по всему миру были обусловлены дешевизной и добротностью конструкции, неприхотливостью в эксплуатации, ремонтопригодностью, высокими взлетно-посадочными характеристиками. Мелкосерийное производство, возможно, с перерывами сохраняется в Китае; там же недавно в опытную коммерческую эксплуатацию заступил грузовой беспилотник, созданный на его базе.

Вряд ли кто-то сможет сказать, сколько из более чем 18 тыс. выпущенных бипланов летает на сегодняшний день. Но всем известно, что задача его замены назрела и перезрела. В России Ан-2 до сих пор активно эксплуатируется как пассажирский и транспортный, особенно в местах с трудной доступностью, как сельскохозяйственный самолет, и в парашютном спорте. Однако несмотря на свои достоинства, машина уже значительно устарела как морально, так и, что еще хуже, физически. В XXI веке хочется и бо́льшего комфорта для пассажиров, и лучшего по соотношению мощность/экономичность двигателя[1], и улучшения летных характеристик, например, скорости – Ан-2 обгоняют вертолеты.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector