Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик температуры двигателя разновидности

Назначение

Датчиков в автомобиле существует множество. Все они контролируют работу различных систем автомобиля и его двигателя. Если датчики выдают некорректные показания, то работоспособность автомобиля ставится под угрозу. То же самое можно сказать и о ДТОЖ.

ДТОЖ предназначен для поддержания стабильной работы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС). За счёт ДТОЖ автомобиль быстрее прогревается и меньше достигает слишком высоких температур. Некоторые путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости. Это — два совершенно разных прибора.

ДТОЖ предоставляет свои показания электронному блоку управления двигателем, а второй датчик уведомляет водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Выход из строя второго датчика не приводит к серьёзным последствиям в отличие от первого.

Говоря о ДТОЖ, следует также упомянуть о назначении системы охлаждения двигателя, так как работа этих двух агрегатов неразрывно связана. Чаще всего используется жидкостная система охлаждения, главной задачей которой является отведение тепла от двигателя.

Кроме этого, система также несёт функции охлаждения масла в системе смазки, воздуха, который циркулирует в системе турбонаддува, отработавших газов, рабочей жидкости коробки передач. Также у неё имеется функция нагревания воздуха в системах вентиляции и отопления.

Устройство и принцип работы

ДТОЖ по своему устройству напоминает резистор. Конструкция датчика предусматривает изменение его сопротивления электрическому току при колебаниях температуры окружающей среды. Эти изменения фиксируются и используется для подачи команд ДВС.

Предшественниками современных ДТОЖ были термореле. Термореле были установлены в системах впрыска. Когда контакты находились в открытом положении, двигатель нагревался. Если контакт замыкался — значит двигатель уже достаточно прогрелся (достиг рабочей температуры).

В основе устройства современных ДТОЖ лежит термистор, который и устанавливает зависимость сопротивления от температуры. В основе термистора лежат оксиды кобальта и никеля. При росте температуры в этих веществах растёт количество свободных электронов, за счёт чего и падает сопротивление.

Некоторые термисторы в ДТОЖ характеризуются отрицательным температурным коэффициентом. При этом термистор выдаёт максимальные показатели при холодном двигателе. На датчик подаётся напряжение около 5 вольт. После этого по мере прогревания силового агрегата сопротивление понижается. Электронный блок управления (далее ЭБУ) двигателем следит за изменением напряжения и рассчитывает температуру жидкости. После нагревания двигателя ЭБУ начинает обеднять топливную смесь. Неисправность ДТОЖ может также привести к ошибочному обогащению топливной смеси. Результатом этого будет усиленное загрязнение атмосферы и преждевременный выход из строя свечей.

Если количество оборотов двигателя при запуске будет недостаточным — может произойти остановка двигателя. Уплывающая команда ЭБУ на повышение оборотов может это предотвратить. Для поддержания управляемости в процессе запуска двигателя клапан рециркуляции должен быть закрыт до тех пор, пока двигатель не достигнет своей установленной рабочей температуры.

Здесь результатом неисправности ДТОЖ будут плавающие обороты двигателя. Двигатель при этом тоже может остановиться. Угол зажигания также зависит от функционирования датчика, так как этот параметр регулируется системой. Выброс вредных газов при такой регулировке значительно снижается. В конечном итоге мощность и тяга двигателя, а также уровень потребления топлива напрямую зависят от работы ДТОЖ.

Таким образом, ДТОЖ очень важен для корректного функционирования автомобиля.

Место установки датчика

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле? У разных моделей место установки ДТОЖ различается. Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров возле корпуса термостата или на нём. Обязательным является расположение датчика возле отводящего патрубка, по которому охлаждающая жидкость поступает обратно в радиатор. Такое расположение необходимо для точности передачи данных в ЭБУ.

Читать еще:  Двигатель 2nz какое масло заливают

Виды датчиков

ДТОЖ классифицируются по принципу зависимости от изменения сопротивления:

  1. ДТОЖ с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы таких датчиков заключается в том, что внутреннее сопротивление уменьшается по мере роста температуры и наоборот.
  2. ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом. Принцип работы противоположен предыдущей разновидности датчиков. В этих датчиках сопротивление увеличивается при росте температуры.

В настоящее время наиболее популярен первый тип датчиков. Иногда в автомобиле встречаются сразу два датчика: основной и дополнительный.

Как появился датчик температуры охлаждающей жидкости

Раньше для проверки температуры тосола устанавливали термореле. Таким устройством оснащали только дорогостоящие автомобили известных марок. В корпусе термореле при открытом клапане двигатель медленно нагревается. При закрытии клапана двигатель начинает охлаждаться до своей рабочей температуры, и поддерживается в оптимальном режиме. Такое термореле чаще всего устанавливалось на моторы с распределенным впрыском.

Со временем конструкция датчика температуры тосола значительно изменилось, как и принцип его действия. В настоящее время роль датчика выполняет простой терморезистор, изменяющий свое сопротивление при колебаниях температуры охлаждающего антифриза.

В современных двигателях температура контролируется постоянно. В результате возросла производительность, экономичность и безопасность автомобиля. Современные датчики температуры изготавливают из оксида кобальта, или никеля. Эти материалы выбраны из-за того, что они при нагревании охлаждающей жидкости выделяют большое число свободных заряженных частиц. В результате сопротивление датчика температуры снижается в несколько раз.

Во многих двигателях терморезистор, находящийся в охлаждающем антифризе, обладает отрицательным температурным показателем. В итоге наибольший показатель сопротивления создается при холодном силовом агрегате. На датчик подается напряжение величиной 5 вольт. При изменении сопротивления снижается подача напряжения. Все изменения контролирует блок управления. От этих параметров зависит температура тосола или антифриза.

Но бывают и исключения. На автомобилях Рено устанавливали датчики с положительным изменением температуры. В итоге изменился принцип работы датчика: при возрастании температуры сопротивление также увеличивается.

Принцип работы ДТОЖ ВАЗ 2107

В зависимости от типа вентилятора, могут применяться различные виды датчиков. Все дело в том, что радиаторы нового и старого образца имеют огромное различие, как по материалу изготовления, так и по конструкции. Старые радиаторы имеют специальную сливную пробку, вместо которой как раз и используется тот самый датчик. Он монтируется в нижней части радиатора и имеет контакт с охлаждающей жидкостью.

В процессе нагрева двигателя, биметаллический контакт внутри устройства отгибается и замыкает электрическую цепь привода вентилятора. В процессе остывания мотора, пластина отгибается – вентилятор останавливается. Таким образом, датчик используется как контактор, имеющий большую зависимость от температуры.

В наружной части датчика располагаются два контактных вывода, к которым присоединяются клеммы цепи электродвигателя.

Новые образцы радиаторов изготавливаются из алюминия и пластика, и вместо датчика там устанавливается специальная сливная пробка, которую можно откручивать руками. Датчик установлен на головке блока цилиндров и соединен с реле вентилятора, которое находится в монтажном блоке. Реле позволяет существенно снизить пусковой ток и увеличить надежность работы пускового устройства.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя калина неисправности

Температурные датчики в двигателях внутреннего сгорания

Раньше большинство автомобилей были укомплектованы обыкновенными версиями датчика температуры масла. Они представляли собой непосредственно обыкновенные термореле расположенные на двигатели внутреннего сгорания.

При этом с их помощью можно было проводить только такие работы, как прогрев мотора при запуске. Этого удалось добиться путём обогащения смеси открытых контактов реле и поддержания оптимальной температуры при закрытых контактах.

Современные датчики, реагирующие, на температуру, в которой пребывает охлаждающая жидкость, являются одними из самых важных элементов управления автомобилем. Они постоянно находятся в рабочем состоянии, регулируя оптимальную температуру двигателя.

Датчик аварийного давления масла двигателя ВАЗ

Чтобы полностью выяснить для себя вопрос, что такое в автомобиле датчик аварийного давления, необходимо на примере ВАЗ рассмотреть модернизацию марки, вслед за которой производилась и замена внутренних деталей на более прогрессивные для своего времени варианты.

Те люди, у которых в прежние времена был классический ВАЗ, а теперь пользующиеся появившимися современными модификациями этой марки обратили внимания, что для того, чтобы оптимальная температура в автомобиле постоянно поддерживалась на нормальном уровне, производитель укомплектовал автомобили специальным датчиком температуры масла.

С его помощью можно выяснить конкретное время, когда оптимальная температура превышает допустимую норму. В старой же комплектации автомобиля установлен стрелочный указатель, благодаря которому можно следить за тем, когда рабочая температура будет превышена.

Если вы приобрели новую модель автомобиля, на которую хотите установить стрелочный датчик температуры масла, приобретите в специализированном автомобильном магазине измерительный комплект для вашей машины. Как правило, в него входят непосредственно сам датчик и стрелка указателя.

Кроме этого, вам понадобится переходной штуцер со специальным тройником. Все эти детали позволят вам с минимальными затруднениями произвести замену, и рабочая температура всегда будет поддерживаться в норме.

Выявление неработоспособности датчика и его возможных сбоев

Много систем опирается на показания термодатчика, поэтому его несправная работа влечет за собой цепочку ошибочных действий автоматики и некорректную работу мотора. Такие проблемы способны быстро вывести из строя отдельные детали и целые узлы.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Нужно знать, что большинство проблем, как свидетельствует опыт, связаны не с поломкой ДТОЖ или его внутренними проблемами, а с неприятностями с проводкой или заржавевшим либо негерметичным соединением в системе.

Одним из факторов воздействия от работы термодачика является термостат. Запуск хладогена постоянно по большому кругу даже на непрогретом моторе не даст долго выйти двигателю в рабочий температурный режим. Это приведет к дополнительному расходу топлива, интенсивному износу деталей силовой установки, повышению выбросов и другим проблемам.

При осмотре зоны установки ДТОЖ можно самостоятельно выявить возможные неисправности.

Беспокоиться стоит при таких признаках:

  • наличие повреждений корпуса термодатчика (трещины, сколы и т.д.);
  • утечка хладогена (видимые потеки, наличие капель вокруг соединения, присыпанные пылью высохшие потеки);
  • окисления вокруг резьбового соединения (проблемы с выкручиванием датчика даже на неполный оборот).

Однако, даже с такими дефектами электроприбор может быть в работоспособном состоянии. Причина может заключаться в несоответствии его электрических выходных параметров.

Проводить проверку можно с помощью мультиметра. Показания надо сверять с эталонными значениями для каждой модели авто. При выявлении короткого замыкания, некорректных выходных данных либо неисправностью контактов прибор подлежит замене.

Читать еще:  Шкода октавия почему двигатель дергается

Когда тест выявил работоспособность датчика, правильную реакцию на колебания температур, но мотор при этом продолжает функционировать с разомкнутым контуром, не обращая внимания на сигналы с ДТОЖ, то нужно выявлять проблемы в электронном блоке управления.

Устройство и принцип работы

Конструктивно датчик температуры Рено Логан выполнен очень просто. Внутри корпуса находится терморезистор, сопротивление которого имеет обратную линейную зависимость от температуры.

Штатный режим работы

На холодном двигателе электрическое сопротивление датчика максимально, а по мере прогрева — снижается. Управляющий блок передает на вход напряжение 5.0 В, а по падению на выходных клеммах вычисляет температуру охлаждающей жидкости. Эти данные обрабатываются процессором и применяются для управления мгновенными характеристиками объема впрыска и момента зажигания. В результате для каждого уровня прогрева мотора в его цилиндрах создается топливная смесь оптимального для этой температуры состава.

Работа при неисправном датчике

Если ЭБУ диагностирует неисправность ДТОЖ по выходу его показаний за допустимый интервал параметров — система переходит в обходной режим. Чтобы гарантированно защитить от перегрева мотор, температура которого электронике не известна, вентилятор охлаждения включается на постоянную работу. Состав топливной смеси перестает регулироваться по нагреву, а задается одинаковым, исходя из данных, занесенных в постоянную память. В результате мотор может продолжать работу, но его показатели сильно отличаются от оптимальных. Ощутимо возрастает расход бензина. Уменьшается мощность. Возможны перебои на малых оборотах.

Диагностика неисправности

Непосредственно определить, что деталь неисправна, можно, измерив величину его сопротивления при двух значениях температуры, определенной независимым способом. Есть несколько контрольных показателей сопротивления, при сильном отклонении от которых элемент однозначно подлежит замене:

  • 114 плюс-минус 30 Ом — температура 110 градусов Цельсия;
  • 280 += 90 — при 80 градусов;
  • 2250 += 112 — при комнатной температуре (+25 градусов);
  • 75780 += 6970 — при минус 40 градусов.

Проще всего провести проверку на снятой с двигателя детали, погрузив ее в кипящую воду и сравнив с показаниями тестера до нагревания.

Расположение детали. В двигателе 1.6 литра ДТОЖ находится в корпусе термостата в районе первого цилиндра. На Рено Логан с мотором 1.4 литра датчик расположен на торце ГБЦ с задней стороны.

Как заменить датчик температуры

Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:

  1. Слить ОЖ.
  2. Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
  3. Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.

Вывод

Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.

Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.

Видео

В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.

Проверка датчика своими руками в домашних условиях.

Не работает датчик температуры ВАЗ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector