Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель автомобиля перегревается причины

Почему перегревается двигатель, и что делать при перегреве

Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

В этом материале мы расскажем о самых распространенных причинах, по которым перегревается двигатель. А внизу страницы смотрите видео о том, что делать, если двигатель перегрелся.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.

Что происходит, если движок перестает охлаждаться

Исправная машина охлаждается самостоятельно. При быстрой езде это происходит за счет обдува встречным потоком воздуха, через решетку радиатора. При низких скоростях или во время остановки – за счет вентилятора охлаждающей системы.

Пока мотор не нагрелся, антифриз движется от насоса к нему и обратно. При нагревании до определенной температуры происходит открытие клапана термостата, тосол начинает двигаться уже через радиатор. Здесь он охлаждается встречным воздухом. Если этого не достаточно, включаются вентиляторы, усиливающие нагнетание потока.

Чтобы система успешно справлялась со своей задачей, необходимы следующие условия:

  • достаточное количество жидкости;
  • правильные направление и скорость циркуляции.

Несоблюдение любого из них чревато выходом из строя всего автомобиля.

13 причин перегрева двигателя

Число 13, часто ассоциируется с чем-то не очень хорошим. Так и в данном случае — 13 убивающих «Из за чего это может произойти»

  1. Проблемы с радиатором. Здесь круг вопросов достаточно широк. Самые банальные: наружное и внутреннее загрязнение. Первое связано с попаданием в него пуха, мошкары, пыли или листьев. Второе – с образованием накипи на его стенках, в результате залива некачественной воды, или из-за попадания герметика. Иногда радиатор автомобиля можно прочистить, а иногда требуется только замена.
  2. Разгерметизация системы и утечка жидкости. Наиболее часто это случается из-за ослабления соединительных элементов, трещин в патрубках (соединительных шлангах), износа уплотнительной резинке на помпе, поломки крана отопителя. Быстрый износ и повреждение этих деталей наступает в результате использования антифриза сомнительного качества, резких температурных скачков, форсирования водных преград.
  3. Сломан термостат или его клапан. Данную поломку очень легко определить. Когда двигатель прогрет, нужно ощупать нижнюю часть радиатора или патрубок. Если они окажутся холодными, значит, причина кроется именно в этом, тогда необходимо ехать в автомагазин за покупкой нового термостата.
  4. Поломка помпы (насоса), в результате чего циркуляция жидкости не будет происходить или же окажется недостаточной.
  5. Не крутится вентилятор. Происходит это по нескольким причинам: сломан электродвигатель или муфта включения, отошла проводка.
  6. Нарушено уплотнение камеры сгорания. Чаще всего причиной ее возникновения является хронический перегрев движка, в результате которого появляются трещины на головках цилиндра, прогорают их резинки, деформируется плоскость головки или блока. Признаком этого являются вытекающий антифриз из бака, высокое давление в охлаждающей системе сразу после пуска, появление маслянистой эмульсии на картере (одна из основных деталей корпуса двигателя, расположена внизу).
  7. Нарушения в системе регулировки зажигания и впрыска. Данная проблема уже не связана с охлаждением. Более позднее сгорание топлива, приводит к тому, что в момент открытия выпускных клапанов происходит резкий скачок температуры выхлопных газов и сильное нагревание головок блока цилиндров.
  8. Постоянная работа мотора в условиях детонации (подобного взрыву самопроизвольного воспламенения горючей смеси), в результате чего быстро наступает сильный износ деталей двигателя.
  9. Отложения на поверхности камеры сгорания. Частая проблема для старых движков, в цилиндры которых льется много масла. Именно оно оседает на стенках, образуя своеобразную термоизолирующую пленку, которая мешает мотору охлаждаться.
  10. Увлечение присадками для моторного масла. Дело в том, что их основной функцией является образование металлокерамического покрытия на цилиндрах, который очень плохо пропускает тепло. В результате чего, аналогично пункту 9, наступает перегрев двигателя.
  11. Нагревание мотора может спровоцировать постоянное неправильное переключение коробки передач. Когда вы много ездите на низких передачах с высокими оборотами двигателя.
  12. Долгая езда по подъему при сильно загруженном автомобиле.
  13. Весной, перегреву может способствовать не снятый вовремя утеплитель для мотора.

Как избежать неприятностей

✔️Следите за количеством тосола в баке. В летнее время, для вас это должно стать обыденным делом. Кроме того, во время процедуры, вы сможете оценить качество жидкости. Если она стала мутной или приобрела ржавый оттенок, то, скорее всего вы залили некачественный продукт. Чтобы избежать проблем, замените ее в ближайшее время.

✔️Меняйте охлаждающую жидкость каждые 30-50 тысяч км или один раз в два года. Дело в том, что она со временем теряет свои антикоррозионные и смазочные свойства. В результате чего наступает износ деталей, ведущий к последующим поломкам. Старайтесь не доливать воду. Эта традиция известна нашим водителям еще со времен советского дефицита. Вода из-под крана образует накипь на стенках. Многие в качестве альтернативы используют дистиллированную воду. Она конечно гораздо лучше, но не имеет смазочных свойств тосола для подшипников.

✔️Не смешивайте жидкости во время их замены. Разные производители используют разные присадки, которые при смешении могут вступить в реакцию друг с другом, что приведет к образованию осадка или повреждению деталей.

Читать еще:  Блокировка запуска двигателя на автомате

✔️Следите за состоянием всех деталей, вовремя производите подтяжки ремня помпы и вентилятора, правильную регулировку механизмов. Старайтесь использовать качественную автохимию и бензин.

✔️Не затягивайте с поездкой в СТО, если стали замечать, что двигатель перегревается.

Все советы сводятся практически к одному – следить за состоянием мотора и системой охлаждения.

Реагируем вовремя — как выявить, что двигатель перегрелся

  1. Регулярно поглядывайте на панель приборов. Если стрелка датчика температуры упрямо движется к красной отметке, это сигнал, что нужно немедленно остановиться и выяснить в чем причина.
  2. Появился запах закипевшего тосола.
  3. Пар из-под капота.
  4. Неожиданно появилась детонация. Чрезмерное нагревание способствует неконтролируемому воспламенению. При нажатии на педаль газа будет слышен характерный «звон» мотора.
  5. Падение мощности двигателя. У машины нет рывка, она не разгоняется.
  6. Перегрев может случиться не только в жаркий летний день. При неправильно работающей системе охлаждения, или потере жидкости проблема вас может настигнуть в любую пору. В зимний сезон об этом свидетельствует плохо работающий обогрев салона. Связано такое явление с тем, что обогреватель находится в высокой точке системы, перегретый тосол просто перестает туда поступать, тогда печка не функционирует должным образом.

Как это сказывается на состоянии автомобиля

Если вы вовремя успели среагировать, вовремя заглушили мотор, а перегрев длился всего 5-10 минут, то с большой долей вероятности вашему автомобилю ничего не угрожает. В случае, когда проблема была замечена слишком поздно, могут возникнуть следующие проблемы:

  • искривление головок блока цилиндров (ГБЦ);
  • образование трещин и обугливание прокладок в ГБЦ;
  • повреждение межкольцевых перегородок на поршнях;
  • сальники начинают пропускать масло.

В самых тяжелых случаях, при сильнейшем перегреве двигателя поршни и другие детали попросту разрушаются и плавятся, клапанные гнезда выпадают, масло теряет свои смазывающие свойства. Возможен перелом коленчатого вала, а также пробой поршнем стенки блока.

При какой температуре наступает перегрев двигателя.

Стандартно датчик электровентилятора отрегулирован на 97 градусов. Плюс/минус пять градусов на потери тепла, при движении тосола по трубкам. В итоге приблизительно 103 градуса. Закипание охлаждающей жидкости происходит при 105 градусах. Давление в системе, несколько увеличивает этот показатель. Самой опасной является красная зона 130-140 градусов. Езда при таких значениях приводит к быстрому задиранию цилиндров и поршней.

Ваши действия при перегреве — советы для новичков

  1. Постарайтесь немедленно остановиться. Выберите для этого безопасное место. Если вы останавливайтесь на проезжей части, не забудьте включить аварийку огни и поставить знак аварийной остановки.
  2. Поднимите капот и дождитесь прекращения кипения антифриза. На это уходит где-то четверть часа.
  3. Если протекания вы не заметили, после того, как давление спадет (патрубки станут мягкими), открутите радиаторную пробку, долейте недостающее количество охлаждающей жидкости. Чтобы не было резких перепадов, делайте это осторожно и не торопясь.
  4. Если нет резкого повышения температуры, после включения зажигания, можно ехать в ближайшее СТО, чтобы выявить поломку и устранить ее. Если температура начинает расти, то не пытайтесь самостоятельно исправить неполадки, воспользуйтесь услугами техпомощи.
  5. Не лейте холодную воду на двигатель. Резкий температурный скачок, может способствовать появлению микротрещин в корпусе, что негативно скажется на его работе в будущем. Чтобы быстрее снизить температуру, полить водой можно только радиатор.

Регулярный осмотр и замена износившихся деталей поможет в будущем сэкономить энную сумму денег, время и нервные клетки.

Чтобы ваш автобыт стал намного комфортней, используйте качественные аксессуары и химию, для ухода за вашим автомобилем.

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.

Внешний перегрев

При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.

Основные причины внешнего перегрева:

  • забитый грязью радиатор;
  • мотор покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение корпуса воздухом из подкапотного пространства;
  • неисправность или повреждение штор радиатора;
  • критически высокие внешние температуры, в том числе нахождение машины на солнцепеке при высоких температурах окружающей среды;
  • появление клубов пара из глушителя;
  • внешние повреждения вентилятора вследствие воздействия извне (удар, отсоединение рядом находящихся узлов, неаккуратный ремонт).

Внутренний перегрев

Причин для внутреннего перегрева множество и не все из них можно обнаружить визуально, а некоторые придется поискать и квалифицированному автослесарю.

Причины внутреннего перегревания ДВС:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • повреждение узлов системы охлаждения, приведшие к появлению течи антифриза;
  • вместо охлаждающей жидкости в системе охлаждения залита вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при передвижении в жару, пробках или других ситуациях;
  • неисправный термостат, оставшийся в закрытом положении;
  • неисправность вентилятора;
  • неисправность датчика вентилятора;
  • неисправность водяного насоса или привода ремня помпы;
  • неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
  • слабое натяжение ремня вентилятора, при его наличии;
  • длительная работа ДВС в режиме буксировки, на холостом ходе или передвижении в пробках;
  • продолжительная работа мотора в условиях детонации (в первую очередь относится к бензиновым ДВС);
  • неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, приводящая к продолжению сгорания топливной смеси при открытии выпускных клапанов, что значительно повышает температуры отработанных газов;
  • прогорание выпускного клапана;
  • значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
  • отложения в каналах системы охлаждения;
  • прогорание прокладок в ДВС;
  • некачественный бензин с низким октановым числом или значительным числом опасных присадок;
  • добавление присадок в систему охлаждения или масло;
  • повышенный износ поршневой группы;
  • воздушные пробки в охлаждающей системе.
Читать еще:  Smart roadster какой двигатель

Причины перегрева двигателя

Наиболее часто мотор «стального скакуна» перегревается по трем причинам:

  • нарушен отвод тепла;
  • температура повышается там, где нет охлаждения;
  • вырабатывается слишком много тепла.

Проблемы с отводом тепла

Засорившийся радиатор

Если радиатор покрыт грязью, тепло рассеивается воздухом менее интенсивно. Другая возможность перегрева двигателя автомобиля – отложения на внутренних стенках радиатора и двигателя. Накипь является хорошим теплоизолятором, мешающим воде или антифризу отдать тепловую энергию наружу.

Неисправный насос

Здесь все просто: если помпа не качает, ОЖ не циркулирует, и «движок» быстро перегревается. Проверить насос перед тем, как из-под капота начнет стремительно идти пар несложно: достаточно проверить руками температуру шлангов, идущих к термостату – при отказе насоса они будут едва теплыми.

Нерабочий термостат

Этот прибор поддерживает температуру ДВС в оптимальном диапазоне, включая при необходимости радиатор в контур циркуляции охлаждающей жидкости. Если термоэлемент неисправен, тосол или антифриз движется только по внутреннему контуру и не попадает в радиатор.

Проверяется аппарат так: нужно прогреть машину, а затем проверить патрубки, идущие к радиатору и термостату. Если они примерно равной температуры – все в норме. Если трубка, идущая к радиатору, заметно холоднее, значит, прибор не срабатывает.

Перегрев из-за недостатка или качества моторного масла

Если моторного масла недостаточно (ниже минимальной отметки), или масло не соответствует допускам, или оно оказалось подделкой, то при средних и высоких длительных нагрузках возможен перегрев.

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-40 4л

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.

Однако и при хорошем масле также возможен перегрев двигателя, если условия эксплуатации чересчур экстремальные в длительных периодах. Например, в автоспорте, из-за чего спортсмены вынуждены использовать дополнительный теплообменник для охлаждения масла.

Проблема повышения температуры в неохлаждаемых элементах

Неисправный вентилятор охлаждения радиатора

Для принудительного охлаждения радиаторного устройства используется вентилятор с электрическим приводом. Приспособление включается, когда охлаждающая жидкость нагревается выше заданного уровня. Если прибор вышел из строя, перегрев двигателя автомобиля на холостом ходу или в пробке неизбежен.

Недостаток ОЖ

Если тосола или антифриза недостаточно, тепло отводится хуже. При этой неисправности первой перестает функционировать отопление салона. Воздушные пробки собираются в самой высокой точке системы – радиаторе, от которого нагревается воздух внутреннего пространства автомобиля.

Проблема с выработкой чрезмерного количества тепла

Неисправный датчик температуры

Эта причина перегрева двигателя – пожалуй, самая коварная, потому что действует тихо и незаметно. Как диверсант. Внешне кажется, что мотор в норме – сигналов нет, потому что или сенсор не передает информацию о неисправности, или индикатор не подает сигнал шоферу.

Понять, что датчик перегрева двигателя «умер», можно по сопутствующим симптомам. Для малоопытных водителей это достаточно сложно. Совет: следите за поведением своего автомобиля. Подозреваете неисправность? Бегите в автосервис.

Локальный перегрев двигателя

Бывает так, что причиной перегрева двигателя становится неправильное воспламенение топливовоздушной смеси. Это возможно, если «тормозит» система зажигания, «тупит» механизм газораспределения или клапаны.

Неисправная система зажигания

Если зажигание опаздывает, смесь паров горючего и воздуха сгорает, позже, чем задумано конструкторами мотора. Выпускной клапан уже открыт, а топливовоздушная смесь еще горит. Повышается температура отработавших газов. ГБЦ быстро перегревается, так как ее охлаждающая «рубашка» не рассчитана на такой нагрев.

Сбои в ГРМ

Хотя причина несколько иная, последствия аналогичны – перегрев двигателя там, где конструкторы не рассчитывали. В этом случае топливовоздушная смесь сгорает вовремя, но клапан выпуска открывается раньше, чем нужно. Итог закономерен: перегрев ГБЦ.

Проблемы с клапанами

Иногда локальный перегрев двигателя ВАЗ или другого авто возможен даже если зажигание и ГРМ в порядке. Например, если клапаны или седла покрыты нагаром. При подобной неисправности топливовоздушная смесь прорывается в каналы подачи воздуха или отвода выхлопа. Пламя нагревает патрубки, а от них перегревается весь «движок».

Перегрев под длительными нагрузками

Среди причин перегрева двигателя не последнее место занимает неправильная эксплуатация автомобиля. Длительная транспортировка другого транспортного средства или груженого прицепа приводят к тому, что мотор перегревается.

Немедленно останавливайте автомобиль, если «горит перегрев двигателя»! Не следует надеяться, что как-нибудь обойдется. Нарушение температурного режима в течение даже 20 мин. приведет к крупной неисправности.

Надежное утепление двигателя

Если зимой двигатель замерзает, то утепление произведено не на должном уровне. Сделав качественное утепление, можно избавить себя от постоянного утреннего прогрева машины. Теплоизоляция размещается между решеткой и радиатором. Какие материалы подойдут? Можно взять картон, изоляционные материалы, приобретенные в магазине.

Если двигатель перегревается или не нагревается, обращайтесь к специалистам и проблемы устраняться. Когда греется двигатель у машины, причины могут быть серьезными. Своевременно выявленная причина значительно увеличит срок службы автомобиля.

Перегрев двигателя: причины

Начнем с того, что причин для перегрева мотора много. Одни, скажем так, лежат на поверхности, тогда как другие могут быть скрытыми и не иметь явных признаков.

  • Прежде всего, недостаточный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке является одной из самых частых причин перегрева мотора. Дело в том, что в процессе эксплуатации тосол или антифриз «выкипает». По этой причине уровень нужно контролировать, доливая дистиллированную воду или концентрат.
  • Еще одной причиной можно считать аварийную утечку ОЖ из системы. К такой утечке приводят трещины в патрубках, повреждения радиатора, течи в области соединений и т.д.
Читать еще:  Датчик оборотов двигателя эур

Смазка теряет свои свойства, быстро выходят из строя коренные и шатунные вкладыши. Если двигатель дымит белым дымом, то это может быт явный признак наличия охлаждающей жидкости в цилиндрах.

  • Заклинивание термостата также приводит к перегреву ДВС. Дело в том, что если термостат заклинит в закрытом положении, тогда жидкость из блока цилиндров не попадает в радиатор, а мотор перегревается. Так обычно происходит по причине того, что различные загрязнения и отложения в системе охлаждения выводят из строя подвижный элемент термостата.
  • Загрязнение радиатора охлаждения пухом, пылью и грязью также приводит к снижению эффективности теплообмена. Если проще, если на радиаторе собралась «шуба», тогда даже во время циркуляции ОЖ по большому кругу охлаждение будет недостаточным.
  • Вентилятор системы охлаждения может срабатывать несвоевременно или выйти из строя. На агрегатах с вискомуфтой причиной становятся дефекты элемента, на моторах с приводом вентилятора через ремень возможно его растяжение или обрыв. Если же вентилятор электрический, тогда нужно проверять датчик температуры, электрические контакты, электромотор вентилятора и т.д.
  • Проблемы с помпой (водяной/жидкостной насос системы охлаждения) станут причиной быстрого перегрева мотора. Дело в том, что если помпа не работает, циркуляция ОЖ прекращается. Необходимо проверять как сам насос, так и его привод.
  • Также к перегревам приводит долгая работа двигателя под большими нагрузками, причем в самых тяжелых режимах. Например, если автомобиль сильно загружен (буксировка прицепа, другого ТС и т.п.), а движение происходит с малой скоростью, на пониженной передаче и высоких оборотах. В этом случае обдув радиатора встречными потоками воздуха незначительный, то есть не удается реализовать полноценный отвод избытков тепла.
  • Сбои в работе системы зажигания и топливоподачи, а также неправильные регулировки и настройки этих систем часто приводят к перегреву агрегата. Например, нарушенное смесеобразование приводит к тому, что двигатель может работать на «бедной» смеси. Или другой случай, когда зажигание позднее, то есть искра на свечах формируется с запозданием, рабочая смесь догорает уже после открытия выпускного клапана.

Это приводит к тому, что температура выхлопных газов стремительно растет, происходит перегрев ГБЦ, антифриз в каналах также сильно нагревается и кипит. Добавим, что к аналогичным последствиям приводит и прогар выпускного клапана.

  • Детонация двигателя также является распространенной причиной нарушения температурных режимов и сильного нагрева ДВС. В этом случае речь идет о неконтролируемом процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Важно понимать, что если двигатель детонирует, тогда кроме перегрева в скором времени возникнут и другие серьезные повреждения деталей агрегата.

Локальный перегрев двигателя

Также следует помнить, что внутри двигателя могут возникать так называемые локальные перегревы. Сложность заключается в том, что своевременно заметить такую проблему удается далеко не всегда.

  • К локальному перегреву мотора может приводить сильная закоксовка, то есть когда в камере сгорания скопился толстый слой нагара. При этом температура ОЖ остается в норме, датчик температуры не реагирует, но поршень, кольца, клапаны, стенки цилиндров и другие элементы подвержены значительному нагреву.
  • Загрязнение системы охлаждения и ее каналов приводит к тому, что пропускная способность снижается, эффективность циркуляции охлаждающей жидкости снижается. Естественно, теплоотвод в таких условиях будет нарушен.
  • Напоследок отметим, что защитные присадки в моторное масло также могут быть причиной перегрева. Дело в том, что действие некоторых присадок заключается в том, чтобы создать плотный слой из металлокерамических частиц на стенках цилиндров. При этом теплопроводность такого дополнительного слоя достаточно низкая, в результате чего может возникнуть значительный перегрев.

Пробка, вентилятор, засорившийся радиатор

Это достаточно очевидные и легко обнаруживаемые неисправности. В системе охлаждения может оказаться воздух, что заметно, если вы отмечаете периодические перегревы двигателя. Избавляют от воздушной пробки просто — оставляют на несколько часов машину на уклоне, открыв крышку радиатора. Воздух должен выйти сам. О том, что неисправен вентилятор радиатора вам скажет датчик в салоне — резко поднимется температура двигателя. Если ремень вентилятора целый, то возможно, что сломался сам датчик. Попробуйте отсоединить клемму датчика и заставьте вентилятор работать принудительно. Без датчика эксплуатировать машину нельзя — это временный выход, пока вы не поменяете деталь.

Засорившийся радиатор продувают или прочищают специальными жидкостями. Это полезная операция, которую стоит регулярно проходить, чтобы избавиться от накоплений грязи в радиаторе. Такое обслуживание можно выполнять только в мастерской. Засорение радиатора гораздо чаще происходят в тех случаях, когда вместо тосола в систему заливается вода. Иногда прочистке радиатора помогает добавление бытовых средств чистки от накипи.

Что делать, когда резко нагрелся двигатель? Прекратите движение — встаньте на обочину. Включите печку на полную мощность. Если температура не падает — заглушите машину. Откройте капот и подождите 20-30 минут. Не пытайтесь открывать крышку при кипящем радиаторе! Не пытайтесь охладить двигатель, поливая его водой! Когда мотор остынет, аккуратно откройте бачок и долейте жидкость. Отсоедините клемму вентилятора, чтобы он работал напрямую, без датчика. Продолжать движение нужно очень осторожно, не выше 50 кмч.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector