Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вред эфира при запуске двигателя

Как известно, без топлива в воздух не поднимется ни одна крылатая машина. Самолеты останутся на земле и станут, в общем-то, бесполезны. Такая ситуация иногда встречалась в войнах последнего столетия, но мало кто знает, что в первые годы своей жизни топливным кризисом чуть-чуть не был задушен Рабоче-крестьянский военно-воздушный флот.

«При употреблении взбалтывать»

Летом 1918 года Советская Россия осталась без нефтепродуктов, потеряв бакинские и северокавказские районы нефтедобычи и соответствующие перерабатывающие мощности. Дореволюционные запасы таяли быстро, и уже 8 сентября 1918 года командование Красной армии издало директиву: «Авиабензина в республике осталось 2 тысячи пудов… Приказываем сократить расход бензина до 40 пудов в месяц на фронтовой авиаотряд». Чтобы современному читателю стала понятна глубина кризиса, уточним: все запасы авиационного топлива в РСФСР составляли чуть больше… 32 тонн, а летчикам на фронте предлагалось ограничиться 640 килограммами горючего в месяц — этого количества хватало примерно на 20 часов полета одного аэроплана. Поэтому сцена из легендарного фильма «Чапаев», где Василий Иванович говорит Петьке: «Мне тоже на днях вот самолет прислали. Одного бензину, сволочь, жрет — не напасешься!» носит совершенно реалистичный характер.

Военные летчики (военлеты) под командованием бывшего штабс-капитана Александра Воротникова драконовский приказ командования РККА выполнили, но уже через месяц закончился и этот мизер. Сначала в ход пошел бензин 2-го сорта, потом газолин и гептан, затем аэродромные умельцы стали изобретать различные смеси. Наибольшее распространение получила так называемая «казанская смесь марки А», или в просторечии «казанка». Она состояла из керосина, газолина, спирта и эфира. На бочках с этим горючим было написано «При употреблении взбалтывать» — при длительном хранении более тяжелые фракции «казанки» выпадали в осадок.

Полеты на казанской смеси, особенно в холодную погоду, были связаны с большим риском для жизни пилотов. Жиклеры карбюраторов забивались, двигатель глох, и срочно надо было искать подходящую площадку для вынужденной посадки.

«Коньяк» и «горчица»

Кроме «казанки», красные авиаторы широко использовали и разнообразные спиртовые смеси, получившие общее прозвище «авиаконьяк». Как правило, они состояли из этилового и метилового спиртов, а также серного эфира в различных пропорциях. Двигатели некоторых аэропланов могли работать и на чистом спирте-ректификате (правда, зимой перед запуском мотора его приходилось подогревать или заливать в карбюратор порцию эфира). Летчики, летавшие на таком горючем, обычно брали с собой в полет фляжку с эфиром для быстрого запуска мотора в случае вынужденной посадки.

Читать еще:  Nissan tiida характеристики двигателя

К счастью, в спирте особого недостатка не было, поскольку заводы исправно гнали эту продукцию из местного сырья. Известен случай, когда командующий 9-й армией Южного фронта Павел Княгицкий, захватив Цимлянский винзавод, приказал передать армейским летчикам цистерну настоящего коньячного спирта. И ничего, моторы работали исправно.

Впрочем, некоторые из первых красных военлетов вспоминали, что при полетах на спиртовых суррогатах пилоты нередко получали отравления продуктами сгорания. Летчики жаловались на головную боль, слабость и головокружение. Но, скорее всего, здесь был виноват не «авиаконьяк», а плохая герметизация капотов первых крылатых машин, в связи с чем выхлопные газы затягивало в кабину.

Другое дело — бензол и толуол, получивший у авиамехаников общее прозвище «горчица». Они также (хотя и довольно редко) использовались в качестве авиационного топлива. Эти жидкости гораздо более ядовиты, чем газолин, спирт или казанская смесь, и при их применении авиаторы действительно могли серьезно отравиться.

Но основной вред от эрзац-топлива состоял в том, что оно приводило к снижению мощности и преждевременному износу двигателей. При этом каждый бензозаменитель был вреден по-своему: казанская смесь образовывала в камерах сгорания и на клапанах цилиндров трудноудаляемый нагар; при работе на спирту моторы неустойчиво держали малые обороты и быстро переохлаждались в полете; на бензоле и толуоле, наоборот, перегревались.

Некоторые особо капризные двигатели (например, IspanoSuiza, стоявшая на некоторых аэропланах французской постройки), вообще отказывались работать на суррогатах. Тем не менее, именно импровизированные заменители авиатоплива обеспечили боеспособность Красного военно-воздушного флота в условиях практически полного отсутствия нормального горючего.

«Жидкая валюта»

Ситуация изменилась лишь к началу войны с Польшей в июле 1920 года. Благодаря захвату северокавказских нефтепромыслов удалось снизить остроту бензинового кризиса, и авиация Польского фронта первой получила качественное горючее. В прошлое ушли «казанка», «горчица», «авиаконьяк» и прочие суррогаты, на которых красные авиаторы отлетали почти два года.

Читать еще:  Что такое электроракетный двигатель

Но был во всей этой истории и еще один аспект, о котором официальные историки советской авиации предпочитают не вспоминать. С одной стороны, вполне законное наличие спирта ставило авиационные подразделения в привилегированное положение, поскольку при полном обесценивании денег за «жидкую валюту» можно было выменять все, что угодно. С другой стороны, это вполне закономерно подталкивало авиаторов к избыточному употреблению алкоголя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Командование КВВФ во главе с Константином Акашевым смотрело на пьянство авиаторов сквозь пальцы. Помощник начальника штаба авиационной армии Евгений Татарченко писал в 1920 году: «Употребление алкоголя… до того распространено в авиации, что бороться с этим злом трудно, ибо какое значение имеет вред от водки для здоровья человека, которого ежедневно подкарауливает смерть?».

Бороться с «зеленым змием», судя по всему, даже и не пытались. Во всяком случае, один из первых отечественных пилотов, знаменитый летчик-испытатель Алексей Туманский в своих мемуарах вспоминал, как нетрезвый экипаж четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец» прилетел вместо Могилева в Брянск, промахнувшись на 200 с лишним километров.

Впрочем, в Белой армии дела обстояли ничуть не лучше. В июне 1920 года начальнику авиации Вооруженных сил юга России генерал-майору Вячеславу Ткачеву (между прочим, тремя годами раньше он в чине подполковника был создателем русской военной авиации и первым начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего) даже пришлось издать специальный приказ, категорически запрещающий летчикам подниматься в воздух в пьяном виде — под страхом перевода в пехоту.

Александр Бырихин,
Григорий Волчек

Чем замечательны эстеры?

Прежде всего стоит разобраться, что такое эстеры, составляющие основу высококачественного полусинтетического масла. Этим словом обозначаются сложные эфиры, которые получаются в результате этерификации спиртами карбоновых кислот, добываемых посредством гидролиза растительных масел (рапсового или масла кокосовой копры).

Читать еще:  Двигатель 514 что это

Впервые эстеры в качестве сырья для смазки были применены в начале 70-х гг прошлого века разработчиками Бельгии и Франции. Первыми очевидными достоинствами нового материала оказались его экологичность и простота утилизации по сравнению с другими моторными маслами.

Но самый главный плюс эстерового моторного масла состоит в полярности эфирных молекул и смещённости электронной плотности к атому кислорода карбонильной группы. Звучит, нередко, слишком заумно, но чтобы понять, какое преимущество даёт эта особенность, не обязательно хорошо разбираться в химии: отрицательно ионизированные атомы, которые содержатся в эстеровом моторном масле, притягиваются к положительно ионизированным или нейтральным атомам металлов и металлических сплавов.

Отсюда вывод: эстеровое масло образует плёнку, притягивающуюся к металлическим деталям, как магнит. Минеральная или какая-либо ещё основа никогда не обеспечит подобного эффекта. То есть при запуске двигателя, представляющем собой момент риска для любого автомобиля, мотор ни одной секунды не будет работать без смазки. Для металлических узлов двигателя губительно сухое трение, а эстеровые масла, благодаря своим уникальным качествам, увеличивают срок годности деталей и, как следствие, продлевают жизнь вашему авто.

Не менее, чем запуск, опасны для двигателя моменты пиковых нагрузок. Прочность масляной плёнки, образуемой смазкой на эстеровой основе, составляет 22000 кг на квадратный сантиметр. Это во много раз превышает аналогичные показатели минеральной и полиальфаолефиновой основ. В силу этой характеристики эстерные масла широко применяются для гоночных автомобилей.

На уровень вязкости эстерных масел не влияют даже резкие колебания температуры окружающей среды, вследствие чего двигатель стабильно работает при любой погоде. Кроме всего прочего, эти масла не содержат вредных для деталей автомобиля присадок и обеспечивают эффективную защиту от загрязнений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector