Pikap24.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ярославские газовые двигатели что это

ЯМЗ-530

ЯМЗ-530
Общие данные
ПроизводительОАО «Автодизель»
Типдизельный
Ресурс800−1000 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность176,5−312 л. с. , при 2300 об/мин
Максимальный крутящий момент900−1240 Н·м , при 1300-1600 об/мин
Максимальные обороты2300
Камера сгорания
Конфигурациярядный, 6-цилиндр.
Объём6650 см 3
Цилиндров6
Клапанов24
Диаметр цилиндра105 мм
Ход поршня128 мм
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Материал блока цилиндровчугун
Степень сжатия17,5
Питание
Рекомендованное топливодизельное топливо
Охлаждениежидкостное
Система питаниянепосредственный впрыск / CR
Экологические нормыЕвро 4, Евро 5
Медиафайлы на Викискладе

ЯМЗ-530 — семейство рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных и газовых двигателей производства ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), входящего в состав «Группы ГАЗ». Совместная разработка с австрийской инженерной компанией AVL List. [1] Двигатели соответствуют требованиям Евро-4 и Евро-5. [1]

О компании

Завод был основан в 1916 году В.А. Лебедевым с целью создать автомобильную промышленность в России. В 1958 году Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ). Так началось производство дизельных двигателей, сцеплений, коробок передач и дизельных электроагрегатов под наименованием «ЯМЗ».

На 2021 год заводу исполнилось 105 лет. За одно столетие завод стал крупнейшим предприятием в России по производству двигателей, коробок передач, запчастей и другой сопутствующей продукции. Двигатели ЯМЗ используются в следующей технике:

  • Тракторы
  • Автобусы
  • Самосвалы
  • Грузовые автомобили
  • Строительная техника
  • Комбайны
  • Магистральные автопоезда
  • Дизель-электрические станции

Вся продукция завода изготавливается на месте. «Автодизель» включает в себя полный цикл производства от начала и до конца. Ярославский моторный завод производит продукцию соответствующая мировым стандартам «Евро-4» и «Евро-5». В 2019 году завод презентовал двигатель стандарта «Евро-6». По уровню технологической оснащённости и автоматизации, ЯМз стоит на ровне с лидерами автомобильной промышленности в мире.

Ярославский прорыв: ЯМЗ создает двигатели для всех коммерческих автомобилей в России

В 1964 году Юрий Визбор написал песню, где припевом были слова:

«Зато мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди планеты всей!»

Эта песня оказалась гимном безвременья, характерного для постперестроечной России, где все разваливалось и распадалось… И казалось, что ничего нового отечественного уже не будет…

Нет, разумеется, ракеты мы тоже делаем, и Енисей давным-давно перекрыт. Правда, я совершенно (по серости своей) не представляю, что творится в области балета, но зато знаю, что у нас в Ярославле научились делать качественные и современные моторы.

Знаете, как-то так живешь, и вдруг выясняешь, что есть своя конструкторская школа, что мы можем делать весьма конкурентоспособные двигатели. Более того, оказывается, что двигатели Mercedes выпускаются на Ярославском моторном заводе – их делают те же рабочие, в тех же производственных корпусах, где выпускаются и наши моторы.

В 2016 году Ярославскому моторному заводу исполняется 100 лет, и юбилейный год ЯМЗ встречает с самыми современными технологиями. В 2013 году «Группа ГАЗ» начала серийное производство дизельных двигателей нового поколения для коммерческого транспорта, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и специальной техники. В Ярославле было построено новое производство дизельных двигателей, которое является самым современным не только в России, но и во всей Восточной Европе. С самого начала была установка на создание универсального двигателя, способного перекрыть все потребности отечественного автопрома.

Эстетический шок

Посещение нового завода, где собирают ЯМЗ-530, способно повергнуть неподготовленного человека в глубокий шок. Вы заходите в огромные и чистые цеха, где очень мало людей. Уровень автоматизации производства достигает 90%. А есть линии, на которых и вовсе исключен человеческий фактор. Так, линия обработки коленчатых валов автоматизирована на 100%!

«Группа ГАЗ» инвестировала в проект около 10 миллиардов рублей. Производство площадью свыше 50 тысяч квадратных метров оснащено оборудованием ведущих производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.

Знаете, что поражает больше всего человека, знакомого с реальным производством? Отсутствие потеков и следов масла не только на технологической линии, но и на поставляемых деталях! Потом обращаешь внимание на уровень и качество обработки металла… Потом ты узнаешь, что все ответственные операции автоматизированы настолько, что в любой момент по серийному номеру двигателя можно проверить, с каким усилием затянуты болты, крепящие головку блока, или как были отрегулированы клапаны…

Все это говорит о высочайшей культуре производства, и после увиденного не удивляешься тому, что три четверти людей, работающих на заводе, – с высшим образованием, и что в рамках организации проекта конструкторы и технологи ЯМЗ прошли стажировки в ведущих европейских компаниях.

ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536

На сборочной линии четырех- и шестицилиндровые двигатели идут вперемешку. Они полностью унифицированы по конструкции и различаются только количеством цилиндров. При этом производственная линия получилась очень гибкой, ведь широкий спектр потребителей подразумевает установку самого разнообразного навесного оборудования.

Читать еще:  Что такое отказ двигателя

Арочная конструкция блока цилиндров обеспечивает высокую жесткость (а значит, уменьшение шума и вибраций) – двигатель действительно оказался довольно тихим. А оригинальная запатентованная система охлаждения «обратного типа» снижает тепловую напряженность и положительно влияет на ресурс двигателя.

Понятно, что система питания здесь типа Common Rail, но вот то, что прочность базовых компонентов, рассчитанных на давление сгорания 210-230 бар, определяет высокую надежность при форсировке до 50 кВт/л (68 л.с./л) – это рекордный показатель не только для отечественного автопрома, даже немногие зарубежные производители могут позволить себе гарантировать 1 миллион километров пробега для аналогичных двигателей, работающих на коммерческой технике. Чтобы было понятно, о чем идет речь, поясню: максимальная мощность шестицилидрового ЯМЗ-536 – 350 л.с., и снимаются эти лошадки с рабочего объема 6,65 л! Подавляющее большинство мировых производителей снимает такую мощность с 8-9 л рабочего объема.

Еще одним преимуществом ЯМЗ-530 можно считать то, что двигатели эти намного легче конкурентов, а значит, при прочих равных растет коммерческая и общая эффективность перевозок.

Сейчас завод выпускает двигатели, соответствующие экологическому стандарту Евро-4, но версия Евро-5 уже есть и ждет своих заказчиков. И самое удивительное в этом проекте то, что двигатели Евро-5 получились не дороже своих предшественников! При этом в конструкцию моторов заложена возможность достижения норм Евро-6.

На выходе имеем два двигателя, закрывающих мощностный диапазон 136–350 л.с. Параллельно с турбодизельными версиями можно заказать газовый двигатель, но и это еще не все. В перспективе появится абсолютно новый рядный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-780 – это 12-литровый турбодизель (450–600 л.с.).

От себя могу добавить, что мне довелось поездить и на автомобилях с двигателем ЯМЗ-534 (ГАЗон NEXT и ЯМЗ-536 (Урал NEXT), и оба двигателя оставили только положительные впечатления: это тихие моторы с серьезным запасом тяги и очень неплохой экономичностью. Находясь за рулем, никогда не подумаешь, что под капотом двигатель такого скромного объема: реальные впечатления, будто едешь на машине с объемом двигателя в полтора раза больше – изумительная эластичность. Самые яркие впечатления ГАЗон NEXT (ЯМЗ-534) оставил на трассе, когда реально можно было обгонять соседей по потоку и буквально «уходить в точку». Четырехцилиндровый двигатель объемом 4,43 л на ГАЗоне NEXT City выдает 150 л.с. и 490 Нм, но самое главное – это тяга на «низах»: полностью груженная машина нормально выбирается из песка и уверенно передвигается по проселку. Урал NEXT с двигателем ЯМЗ-536 (300 л.с., 2 100 Нм) на бездорожье и вовсе напоминает быстроходный танк – такое ощущение, что остановить его невозможно.

Про импортозамещение

Двигатели получились выдающимися, но созданы они по мировым стандартам и технологиям, а это подразумевает использование широкого ассортимента продукции сторонних производителей. И среди этих производителей много иностранных компаний.

Основные модификации ЯМЗ

Ярославский моторный завод производит 12 семейств дизельных ДВС и более 250 модификаций для перспективной и проектируемой техники.Новые поколения инновационных двигателей ЯМЗ-534 и 536выделяется низким уровнем вибрации и шума, улучшенными тягово-динамическими параметрами и повышенной безотказностью.

Модификации 53423, 53654, 53403, 53624, CNG E5 (газовая версия), 53633 и 53444 обладают оптимальной компоновкой и адаптированы для эксплуатации в составе городского или междугородного коммерческого транспорта (автобусы ПАЗ, КАВЗ и ЛиАЗ. Модели оснащены качественными деталями, рассчитанными на высокое давление, закрытой системой вентиляции картерных газов, не требующей обслуживания, а также прогрессивной системой EGR.

Многочисленные положительные отзывы на двигатели ЯМЗ являются лучшим подтверждением их эффективности и высокого качества.

Ярославский моторный: 100 лет прогресса

Центру отечественного дизелестроения — Ярославскому моторному заводу (ПАО «Автодизель») исполнилось 100 лет. Юбилей — хороший повод, чтобы посетить новую площадку по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530.

Александр ТРОХАЧЁВ. Фото автора

Разнообразие поощряется!

ЯМЗ сегодня — это наше всё. Палитра продукции настолько широка и разнообразна, что трудно сказать, чего предприятие не производит. Впечатление такое, будто охвачены все рыночные ниши и сегменты. Хотя перспектива для расширения продуктовой линейки, конечно, есть.

В числе традиционных продуктов завода находятся V-образные моторы: V6 мощностью 150-300 л.с., V8 потенциалом 180-400 л.с. и V12 с отдачей в 300-800 л.с. С 2011-2012 года средние рядные двигатели ЯМЗ-530 Евро-4 и Евро-5 представлены в диапазоне 120-330 л.с., тяжелые рядные ЯМЗ-650 тех же экологических классов закрывают диапазон 311-412 л.с. От 230 до 450 сил на-гора выдают V-образные моторы с топливной аппаратурой Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗДА). Их начали производить в 2013-2014 гг. вместе с контрактной сборкой 109-сильных двигателей Daimler OM646 для изготавливаемых в Нижнем Новгороде Mercedes-Benz Sprinter Classic.

Новейшие продукты 2015-2016 гг. — это газовые двигатели ЯМЗ-530 CNG Евро-5 мощностью 150-312 л.с. и последние модификации дизельных электрогенераторов потенциалом в 60-440 кВт.

Производство средних рядных двигателей организовано в Ярославле в 2013 году, а в апреле 2014-го здесь выпустили уже 10000-й ЯМЗ-530. По этому ленточному конвейеру стройными колоннами движутся будущие моторы.

Читать еще:  Будет ли работать перевернутый двигатель

Спектр потребителей

Если подробно описывать продукцию, в которой применяются силовые агрегаты ЯМЗ, информации наберется на энциклопедию в нескольких томах. Более 60 базовых модификаций двигателей ЯМЗ устанавливают в более чем 300 моделей конечной техники. В этом списке магистральные и строительные грузовики, городские и междугородние автобусы, колесные и гусеничные вездеходы, трактора и комбайны, другая сельскохозяйственная техника, строительно-дорожные и карьерные машины, железнодорожная техника и дизель-генераторы.

В числе основных потребителей ЯМЗ находится Группа ГАЗ. С недавних пор дизели ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, газовые моторы ЯМЗ-536 CNG применяют на городских автобусах ЛиАЗ. Дизельные и газовые моторы 534-й серии используют на автобусах ПАЗ и Vector NEXT в городе и пригороде. Самые свежие потребители с такими же силовыми агрегатами — средние грузовики «ГАЗон NEXT», а 536-я серия в дизельном и газовом исполнении идет в моторные отсеки тяжелых «Урал NEXT».

Крупным заказчиком является компания RM-TEREX. Она устанавливает дизели ЯМЗ-534 на снегоболотоходы Заволжского завода гусеничных тягачей ЗЗГТ-3344, экскаваторы ТВЭКС ТХ-200 и WX-200, погрузчики ЧСДМ TL150, автогрейдеры TG140, TG180 и TG200. На некоторые модели ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» и продукцию ОАО «Брянский арсенал» ставят двигатели ЯМЗ-536.

Дизели из Ярославля применяют в судах на воздушной подушке Костромского судостроительного завода (ЯМЗ-536), комбайнах Ростсельмаша (ЯМЗ-530), тракторах третьего-шестого тягового классов Петербургского тракторного завода (ЯМЗ-530 и ЯМЗ-6585) и автомобилях Mercedes-Benz Sprinter Classic (ОМ646 сборки ЯМЗ). Их можно встретить в моторном отсеке внедорожников «Тигр» арзамасского ПАО «АМЗ», гусеничных вездеходах ОАО «РЖД» группы компаний «Ремпутьмаш» (г. Калуга), в спецтехнике челябинского ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Качеству продукции на предприятии уделяют первостепенное внимание: здесь дорожат доверием потребителей. Автоматизированные линии изобилуют современным импортным оборудованием.

Экспорт по-соседски

Солидные объемы готовых двигателей из Ярославля поставляют на экспорт. Например, в Республику Беларусь. Традиционный потребитель — Минский автомобильный завод, заказывающий дизельные и газовые версии ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 для пассажирских лайнеров и средних грузовиков. Расположенный по соседству Минский завод колесных тягачей приобретает ЯМЗ-534 для многоцелевого автомобильного шасси МЗКТ-500200.

В дорожно-строительной отрасли соседнего государства широкое применение на спецтехнике «Амкодор» нашли дизели ЯМЗ-536. В сельском хозяйстве незаменимыми на комбайнах «ГомСельМаша» стали дизели ЯМЗ-6565 и ЯМЗ-6585. А уж количество белорусской техники с ярославскими моторами не поддается никакому учету. При этом стратегия Группы ГАЗ, в которую входит ЯМЗ, предполагает увеличение экспорта до 50% от общего объема выручки компании как раз за счет развития экспортного потенциала. Есть и встречный интерес. Например, в РФ не удалось найти производителя подходящих шестерен, а в РБ он есть. В Республике Беларусь нашлись потенциальные деловые партнеры по литью и электрооборудованию.

Товарный вид российских двигателей ничем не уступает более дорогим зарубежным агрегатам.

Перспектива 2020 года

Несмотря на широкий модельный ряд, ЯМЗ не довольствуется достигнутым, и это не для красного словца. Как ни банально звучит, но завод устремлен в будущее: по некоторым перспективным проектам на календаре уже 2020 год! И под этим есть вполне материальная основа — планируемый объем инвестиций составит не менее 10 млрд. руб.

Уже в 2017 году реальностью станет ЯМЗ-658 V8 увеличенной до 530 л.с. мощности и 5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-1205. Для тракторной, сельскохозяйственной техники и судового применения в 2018-м поставят в производство рядные моторы ЯМЗ-780 с мощностью в диапазоне 120-550 л.с. Параллельно будет вестись разработка 750-сильной версии двигателя для военного ведомства.

Богатым на новинки обещает стать 2019 год. На первый план выйдут двигатели экологического класса Евро-6: дизельные и газовые ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. В серию запустят производство 9-ступенчатой КП ЯМЗ-1309. Конвейерная жизнь начнется у топливной аппаратуры для дизелей мощностью до 2000 л.с. Наконец, венчает перспективный ряд ЯМЗ-770 Евро-6 потенциалом 370-550 л.с., чей выход на рынок предварительно датирован 2020 годом.

И будущее формируется уже сегодня. Например, идут конструкторские работы над увеличением мощности двигателя V12 для карьерных БелАЗов с нынешних 730 л.с. до 1100 л.с., что позволит оснащать ими самосвалы грузоподъемностью до 90 т. С прошлого года проводятся эксплуатационные испытания газодизельного мотора для «Урал NEXT», созданного фирмой «ИталГАЗ» — подразделением Westport.

Импортные и российские детали без предварительной подготовки различить очень трудно: они как близнецы. Первое время на сборку поступал турбокомпрессор Schwitzer, а позже его сменил аналог от «Турбомеханики». Два поршня: заграничный и российский, выпущенный в рамках импортозамещения. Наш и немецкий блок цилиндров: сможете сразу безошибочно отгадать, где какой?!

Локализация и замещение импорта

Согласно 566-му постановлению о промсборке, каждые 18 месяцев нужно локализовать 10% от числа ввозимых компонентов. В противном случае — никаких льгот! Темп напряженный, если не сказать больше, но таковы правила, и их не обсуждают.

Более доступной для потребителей продукцию Ярославского моторного завода и, в частности, средние рядные двигатели ЯМЗ-530 делает локализация. В 2015 году покупные комплектующие для этих моторов составляли треть от общего числа или 32%, а 68% приходилось на российские детали. В 2016-м пропорция изменилась до соотношения 25х75, а в 2017-м должна составить 20х80 с дальнейшим переходом к 15х85. Выйти на 100% уровень не удастся, потому что конкурировать с производителями больших объемов (а значит, и низкой стоимости) почти нереально.

Читать еще:  Двигатели машин как понять

Только в прошлом году было освоено производство блока цилиндров на ПАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Аналог немецкому распредвалу стало выпускать АО «ЯЗДА» в Ярославле. Замену импортному коленчатому валу обеспечило ПАО «КАМАЗ» из Набережных Челнов. По оценкам специалистов, российский продукт превосходит характеристики товара исходного поставщика.

В мае текущего года костромское ЗАО «КЗА» наладило выпуск поршней. В декабре появится ТНВД ярославского и ГБЦ нижегородского производства. На ряде деталей допуск составляет 0,4 микрона, хотя обычно — целую «сотку». Как ни крути, а в России наладили уникальное производство.

В марте 2017-го ООО «Прамо электро» из Ржева начнет выпуск импортозамещенных генераторов, а ярославское ПАО «Автодизель» возьмется за изготовление толкателей. Под занавес сезона-2017 ООО «Нижегородские моторы» станет поставлять шестерни. И это только часть пошаговой стратегии замещения иностранных деталей российскими.

Сейчас газовый двигатель из Ярославля отвечает нормам Евро-5, но после усовершенствования он может быть доведен до Евро-6. Метановые версии ЯМЗ-530 CNG создан совместно со специалистами фирмы Westport.

На повестке дня — метан

Особая гордость ярославских моторостроителей — газовые двигатели. Они разработаны совместно с компанией Westport (Канада/Италия) на безе семейства ЯМЗ-530 с использованием газоподающего оборудования фирмы Emmer. Уровень их подетальной унификации с дизельными версиями доходит до 90%, а технические характеристики близки к ним.

Модели ЯМЗ-534 CNG мощностью 150-170 л.с. и ЯМЗ-536 CNG мощностью 258-312 л.с. сертифицированы в Таможенном союзе по нормам Евро-5. Расчеты показывают: они обеспечивают преимущества в себестоимости перевозок. При этом 6,65-литровый ЯМЗ-536 CNG по стоимости ниже, чем 5,9-литровый американский аналог и чем немецкие одноклассники рабочим объемом 6,88 и 6,9 л.

Ценно то, что выпуск метановых двигателей в Ярославле не выделен в отдельное производство, а осуществляется в единой технологической цепочке с дизелями ЯМЗ-530. Конечно, понадобилась переналадка некоторых станков, но это не столь затратно, как формировать полную линию с нуля. В 2016 году ярославские газовые моторы стали применять на технике ГАЗ, «Урал», ПАЗ и ЛиАЗ. Со следующего года список потребителей расширится за счет брендов КАМАЗ и МАЗ. Наконец, выпуск моторов класса Евро-6 позволит осуществить выход на новые зарубежные рынки.

ГБЦ из Ярославля для новых моделей двигателей легко узнать по фирменному синему цвету. Как и в Европе, в цехах ЯМЗ есть электронные табло с постоянно обновляемой актуальной информацией.

Заманчивые перспективы

Уходящий 2016 год для ПАО «Автодизель» станет первым годом роста после последовательного спада, длящегося с 2012 года. Суммарный объем выпуска ЯМЗ составит 41,9 тыс. ед. против 35,6 тыс. ед. годом ранее. Доля на рынке дизельных двигателей РФ вырастет с 40 до 45%. Из общего количества 15,5 тыс. ед. приходится на 530-е семейство, 6 тыс. ед. — на контрактную сборку ОМ646 для MB Sprinter Classic, 2 тыс. ед. на 650-й модельный ряд. Остальные продукты составляют палитру V-образных моторов. Снижение стоимости 530-го семейства позволило получить новых клиентов. При этом 70% выпускаемых новинок приходится на ЯМЗ-534 и 30% — на ЯМЗ-536.

В настоящее время в механо-сборочном цехе ЯМЗ-530 площадью 33000 м2 трудится 444 сотрудника (ранее было занято 200 человек). Только здесь мощности по производству перспективного 530-го семейства составляют 25 тыс. ед. в год, а на двух площадках — 40 тыс. ед. В 2017 году возможные объемы выпуска на основной площадке вырастут до 30 тыс. ед.

Сегодня предприятие гордится тем, что закрыло продуктовую линейку 530-м и 650-м семейством в диапазоне от 130 до 450 л.с. В частности, для спортивных машин с двигателей теперь снимают по 450 сил. Но как воздух нужен новый рядный двигатель с потенциалом до 800 л.с. Выжать их из 650-го семейства не получится: его форсировка достигла предела и по мощности, и по крутящему моменту.

И в планах уже новое 770-е семейство рабочим объемом 12,4 л, с диаметром цилиндра и ходом поршня 130х156 мм, мощностью 370-550 л.с. Базовая концепция разработана совместно с австрийскими инженерами, а дальше знания и опыт приложат наши соотечественники. Таким образом, не за горами русский Евро-6! Ожидается, что данный экологический стандарт в России введут в 2020-2023 гг., а к этому времени ЯМЗ точно будет во всеоружии.

Импортные станки и эталонный коленвал. Картина один-в-один, как на лучших заводах за границей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector